Можете ли вы представить себе состояние глухонемого человека? Он не слышит, что ему говорят, не может ничего сказать или спросить. Конечно же, существует язык жестов. А если человек, к тому же, и не видит? Возможно, кто-то возразит мне: так не бывает. К сожалению, бывает. Даже в нашей маленькой Латвии таких людей — десятки. Двое из них живут в Дагдской волости нашего района. Это близнецы Ромуальда и Леон Бейтаны.
...Поженились Хелена и Язеп, будучи уже зрелыми людьми — обоим перевалило за тридцать. Появлению на свет двойни обрадовались несказанно — это ж надо, дочь и сын сразу! Но вскоре радость сменилась тревогой — малыши не слышали. Начались нескончаемые обследования, консультации. Врачи вынесли суровый вердикт — глухонемота.
С болью в сердце родители отдали четырехлетних малышей в специализированный детсад, потом в резекненскую школу. Там они освоили язык знаков, стали учить другие предметы. Среднее специальное образование получили уже в Риге.
Затем из столицы пришла ошеломляющая весть: у двойняшек стремительно ухудшается зрение. Чтобы пощадить родителей, им не сказали, что процесс необратимый и совсем скоро дети полностью ослепнут. Особенно прогрессировала слепота у Леона.
После учебы в Риге оба начали работать в Даугавпилсе: Ромуальда — на швейной фабрике общества глухих, Леон — в обществе слепых. Вскоре ухудшилось и зрение Ромуальды, причем настолько, что ни шить, ни утюжить она уже не могла, и была переведена в общество слепых. Вдобавок ее постигла новая беда — тяжелая травма головы с прямой угрозой для жизни. По словам врача, с таким увечьем выживает только один человек из ста. Но Бог был милостив, хотя лечилась Ромуальда почти год.
С восстановлением независимости перестали существовать многие цеха. Оставшись без работы, брат и сестра были вынуждены вернуться домой в Вецдоме, где к тому времени жила лишь престарелая, больная мать.
Тяжкая ноша переживаний подорвала здоровье бедной женщины. Но она всегда знала, что победить страдания можно, лишь покорно неся свой крест. Не свалиться окончательно помогла семья младшей дочери Регины. Несмотря на занятость (она врач в Резекне, растила двоих детей), Регина вместе с мужем оказывала матери посильную помощь. Не отказывали в поддержке и другие родственники, соседи. От полного отчаяния спасала вера в Господа. Сильно верующей Хелена себя не считает, но она всегда умела положиться на волю Божью, подчиниться ей. Говорит, что не оставалось ничего другого, как следовать заповеди Христа: “Возьми крест свой и следуй за Мною!” (Мф., 16, 24). Стенания и жалобы груз страданий не снимут.
Больно было слышать людские кривотолки: мол, Бог покарал их неспроста, наверняка за какие-то тяжкие грехи. Выходит, святые великомученики тоже грешны?
Иисус сказал: “Придите ко Мне, все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня и найдете покой душам вашим” (Мф.,16, 28-29).
Как не поверить в милость Господню, если она подтверждается многочисленными примерами из твоей жизни?
Хелена вспоминает такой случай. Однажды субботним вечером Леон задержался в бане, и она на костылях поковыляла посмотреть, не случилось ли чего. Увидела, как сын выходит из бани и, сбившись с пути, направляется прямиком к глубокому пруду. Еще шаг, и упадет в воду. С болью в сердце мать воскликнула: “Дева Мария, спаси и сохрани!” И — о чудо! — сын остановился и повернул в сторону дома. Подобных примеров бедная женщина может привести немало.
Как после этого не поверить, что Он (Господь) “Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих” (Пс., 90,11)? Кто ведет слепую Ромуальду, когда она хозяйничает на кухне или в хлеву? Кто стережет Леона от беды, когда он купается в озере или по оживленному шоссе идет за три километра в Дагду? Кто стоит рядом с глухонемым и слепым мужчиной, когда он пилит в лесу деревья и колет дрова?
С годами положение семьи Бейтанов становится все более и более удручающим. Хелене уже исполнилось 82 года. К тому же, к возрасту добавилось множество хворей — душевных и физических. Ноги совсем не слушаются, глаза стали плохо видеть от слез, в последнее время обострилась поджелудочная железа.
Но главное — болит душа. Что станет с ее почти пятидесятилетними детьми, которых, в силу неизлечимых недугов, подстерегает множество опасностей? Приюта для таких людей, инвалидов I группы, в стране нет. Куда податься им после смерти матери? Кто обеспечит их самым необходимым — едой, надежным кровом?
Тревожит пожилую женщину и приближение зимы, с морозами и метелями. Троица обездоленных больше не в состоянии нести свой крест в одиночку, без посторонней помощи, и очень нуждается в человеке, готовом хотя бы зимой переселиться в их дом, чтобы постоянно присматривать и помогать.
Люди добрые! Прислушайтесь к отчаянной просьбе несчастной матери, чьи страдания длятся вот уже полвека! Звоните по телефону 5653594, и вас с благодарностью выслушают.
Геновефа КАЛВИША.