Все в Аглону! Зачем?

Аглона — одно из удивительных мест, где мы ощущаем, что именно Господь желает подарить людям через покровительство Девы Марии.

В зависимости от степени открытости своего сердца мы можем услышать здесь голос Матери Небесной, Ее призыв вернуться на путь избавления. Наша Матерь Аглонская желает, чтобы каждый в святилище понял: Бог — это незыблемый фундамент нашей жизни.

Ежегодно на великий праздник Царицы земли Мары в Аглоне собираются сотни тысяч паломников. Естественно, возникает вопрос: зачем?

Думается, большинство людей приезжает сюда, чтобы через Марию встретиться с Иисусом, лучше узнать Его, теснее объединиться. Верующие — они разные. Одни каждый день проводят в полном единении со своим Спасителем, отводя Ему главное место в своей жизни. Другие относятся к менее опытным христианам. Третьи стали искать Бога совсем недавно. Как показывает опыт, немало и таких, кто в своей вере остановился на уровне учащихся начальной школы и считает, что истины Катехизиса, освоенные в детстве, послужат духовной пищей до гробовой доски. Встречаются также умеренные, следующие традициям и обычаям. Хватает и просто присоединившихся, любопытных, жаждущих развлечений.

Поэтому давайте поразмыслим, к какой категории отношусь именно Я.

Чтобы возродиться во Христе через Марию

Вера — живая, динамичная. Она либо усиливается, либо идет на спад, но никогда не стоит на месте. Крепится ли моя вера? Господь желает, чтобы каждый из нас достиг самых глубин веры, потому может подвергнуть человека тяжким испытаниям. Мария, которой при земной жизни пришлось преодолеть множество невзгод, не уставала повторять: “Да свершится воля Твоя, Господи!” А что же я? Принимаю ли со смирением все, что посылает мне Господь? Ищу ли настоящую, спасительную веру? Молюсь ли? Понимаю ли: сколько молюсь, настолько я — христианин? Близок ли мне Розарий? Полюбить Розарий означает полюбить Евангелие, Марию и все то, что Она хранила и осмысливала в своей душе. Читая Розарий, мы подражаем своей Царице Небесной, размышляем над таинством жизни Иисуса и самой Богородицы.

Как многие верующие, возможно, и я в Аглоне пойду к исповеди, чтобы примириться с Господом. Только какова моя исповедь? Сокрушаюсь ли в грехах из-за любви к Богу, чтобы порадовать Его или, может, затем, чтобы утешить свою совесть?

Готов ли я на жертву и смирение? Безропотно ли принимаю неудобства, страдания, переживания, лишения, самозапреты, и об этом никто не знает? Предаюсь ли размышлениям в тишине?

К таким людям наверняка относятся те, кто в ночь 13 и 14 августа в силу любви к Господу отказываются от сна и принимают участие в ночной вигилии и адорации Святых Даров; кто меряет пешком сотни километров, вопреки усталости и неудобствам; кто сердцем и душой сопереживает страданиям Иисуса во время всенародного Крестного хода, кто ощущает Его спасительную жертву и реальное присутствие на св. Мессах.

Насколько важна св. Месса для меня? Достойно ли я в ней участвую? Или совершаю Евхаристическое богослужение в силу привычки, поверхностно, что несовместимо с истинной верой? Внимательно ли прислушиваюсь к Священному Писанию, через которое Господь открывает себя людям? Понимаю ли, что в Евангелии присутствует живой Бог, обращающийся именно ко мне?

На протяжении 30 лет Мария постоянно улавливала мысли, пожелания, волю Своего Сына, все теснее соединяясь с ним. И мне, так же, как Марии, следует воспринимать мысли и пожелания Иисуса, внимательно вслушиваясь в Священное Писание и размышляя над ним — чтобы наполнить свою жизнь волей Божьей.

А как я принимаю Тело Христово во время святого причастия? Насколько верю в то, что в это мгновение на моих устах — сам Господь, который входит в мое сердце, что я прикоснулся к необъяснимой, великой тайне? Мои уста, принимающие Иисуса, никогда не бывают чистыми. Сколько раз с них срывались дурные слова, причинявшие боль другому человеку! Давайте попросим в Аглоне Деву Марию, всегда чистую и непорочную, чтобы Она вместо нас “приняла” Тело Христа.

Господь нуждается в нашей верности и самоотдаче. Насколько я позволяю себе приблизиться к Нему? Чтобы встать на путь избавления, мы нуждаемся в божественном руководстве. Открываю ли я свое сердце, чтобы его озарил благостный огонь Святого Духа? Требуется только мое “Да!”, общее с Марией, и Святой Дух позаботится, чтобы и во мне сбылась воля Божья. Тогда каждый из нас переживет то же, что апостолы вместе с Марией на Троицу, и наша жизнь станет более безгрешной, святой, наполненной радостью и миром.

Традиция, сила привычки

Пару лет назад я стала свидетельницей одного события в Аглоне. На сакральной площади 15 августа близилась к завершению главная св. Месса, верующие причащались. И тут я услышала громкий возглас пожилой женщины: “Куда ты несешься с полными бидонами воды?” Уже в который раз на этом богослужении громкие голоса стоящих рядом отвлекли меня от Священного Писания и проповеди, от молитвы, погружения в св. Мессу. Невольно подслушала еще один диалог. Та, что “неслась”, стала рассказывать своей знакомой, что опоздала к Мессе, поскольку почти три часа простояла в очереди “к Богоматери” и еще полтора часа — за родниковой водой. А еще надо заскочить с лавку, купить сувениры для домашних.

Моя соседка оказалась более благоразумной, заметив, что св. Месса все же важнее, чем длинная очередь “к Богоматери”. А пожертвование можно возложить и к маленькому наружному алтарю. Самая же дорогая молитва перед иконой Чудотворной — как раз в базилике, где стоят Святые Дары. На что бойкая “бегунья” возразила: в таком случае ей пришлось бы поступиться традицией, которой она свято придерживается каждый год. Месса же была слышна и тем, кто стоял в очереди. Была слышна… А как же в таком случае с церковной заповедью, обязывающей католика по воскресеньям и в праздничные дни “достойно участвовать” в св. Мессе?

Вместо того чтобы опираться исключительно на Господа, мы зачастую начинаем манипулировать знаками Его присутствия. Вера — это поиск поддержки исключительно в самом Господе, в Его силе и любви, а не в привязанности к образам, святой атрибутике, даже не к духовным дарам или святому причастию, не говоря уж о простой родниковой воде, пусть даже аглонской.

А что же я? Признаю ли, что по сравнению с Богом все остальное теряет значение? Может, и мое участие в св. Мессе — простая формальность, привычка, традиция? Но ведь на ней Христос повторяет свою жертву на Голгофе, только уже бескровную. Какова моя молитва? Является ли она жизненной потребностью души или показным действием?

Св. апостол Иоанн подчеркивает, что духовная прохлада, равнодушие — хуже греха. В Откровении читаем: “Как ты тепл, а не горяч и не холоден, то низвергну тебя из уст Моих” (Откр., 3, 16). Бог не приемлет моей прохладности, таким Он меня не выносит. Значит, следует сделать выбор: стать либо лучше, либо… хуже, отдать себя силам либо света, либо тьмы — середины не бывает.

Жизнь показывает, что эта болезнь глубоко поразила людские души и наносит им огромный ущерб. Возможно, и я полностью удовлетворен своими достижениями в духовной жизни? Охваченный самодовольством, достаточно ли отчетливо вижу свои духовные недостатки и несовершенство? Не совмещаю ли посещение церкви с завистью и оговорами, исповедь — с бесконечными раздорами в семье, святое причастие — с несправедливостью и ложью в повседневной жизни? Не присущ ли и мне такой признак прохлад- ности, как слабые познания в области веры и нежелание их пополнить? Внимательно ли вслушиваюсь во время проповеди в слова пастыря, или вовсе не слышу, о чем он говорит? Может, и пост кажется мне никчемным предрассудком?

Равнодушный никогда не признается, что не верит. Наоборот, будет утверждать: я верю в Бога и никогда не чурался этой веры; хочу, чтобы после смерти меня похоронили на католическом кладбище в присутствии ксендза. Получается, что мы как бы верим, хотим попасть на небеса, а вот подчинить воле и законам Божьим всю свою жизнь почему-то не желаем. Пока мы живы, Господь милосерден, а после смерти он будет к нам только справедливым. Упаси Боже в последние минуты жизни услышать слова Господа: “Я не знаю, откуда ты, отступись от меня, злодей!”

Иисус Христос подсказывает нам, как исправить положение: “Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу”. (Откр., 3, 19-20).

Тот, кому расти духовно не позволяет инертность, для служения Господу непригоден, ибо оно лишено жизни. А это уже трагедия души.

Чтобы утолить любопытство, развлечься

Случалось ли вам когда-либо видеть трансляцию главной Мессы 15 августа по ЛТВ? Если да, то вы наверняка заметили: по сакральной площади во всех направлениях непрестанно движется людской поток. Словно это прогулочный парк, а не святилище, где идет главная служба в честь праздника Вознесения Девы Марии, и сакральная площадь превращается в место богослужения. Значит, там надо соблюдать такой же порядок, как в базилике. В местах массового скопления людей каждый должен вести себя с еще большей ответственностью, чтобы не мешать другим.

Неужели все, кто бродит туда-сюда, пришли лишь затем, чтобы удовлетворить любопытство, приятно провести время, а до Господа им нет никакого дела? Конечно же, есть и такие. И все же — не случалось ли и мне, верующему, во время св. Мессы превратиться с простого любопытного, жаждущего приятных развлечений? Отключаю ли во время службы свой мобильный телефон? Может, для меня важнее встретиться и побеседовать с давним другом, родственником или знакомым? А когда читают Священное Писание, я весело болтаю с другими, совершенно не учитывая интересы остальных? И куда я спешу, когда начинается Евхаристическая процессия? Почтить Господа или поглазеть на высоких гостей, их наряды?

Каждый из нас обязан поразмыслить над тем, сколько в нем христианского. В достаточной ли степени наша жизнь, наши поступки убеждают тех, кто еще не познал Бога, чтобы и они могли сказать: “Да, я тоже хочу к Нему придти!”? К сожалению, многие факты свидетельствуют об обратном. Хотя бы территория сакральной площади после Крестного хода. Если вам доводилось видеть ее ранним утром следующего дня, пока не успели убрать многочисленные добровольцы, то наверняка придете к выводу: здесь не лучше, чем после рок-фестиваля в Вентспилсе или конкурса “Новая волна” в Юрмале, где бесчинствовала молодежь, одурманенная спиртным и наркотиками.

Бог, конечно, любит нас и принимает такими, какие мы есть. Только Он не хочет, чтобы мы такими и оставались. Иначе не принял бы мученическую смерть на кресте во имя нашего спасения.

Никто из людей не в состоянии исправиться сам. Господь — единственная наша возможность и надежда. Призовем Его словами из Псалтыря: “Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли” (Пс., 70).

Дорогая Царица Небесная! Научи своих земных детей идти по стопам Своего Божественного Сына!

Геновефа КАЛВИША.

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Sandis, Uldis, Ulvis

Партнеры

  • Latvijas Reitingi