В преддверии тройного юбилея Краславского Римско-католического прихода

Каждый священник является «alter Christi» («вторым Христом»)

Во второй половине 18-го века и в начале 19-го, благодаря деятельности миссионеров-лазаристов, Краслава представляла собой центр духовной и культурной жизни Латгалии. Однако и в последующие годы, до сих пор, многие священники нашего прихода были и являются «светом мира» и «солью земли», чья самоотверженная и ясная любовь к Христу помогала приумножать в душах почтение к Всевышнему, исполнять миссию избавления. Без священнослужителя невозможно празднование Евхаристии – так было во все времена.

 



Самый долгий период – целых 46 лет – с историей Краславского прихода связано имя отца-лазариста Яниса Язепа Яловецкого, который остался здесь даже после закрытия конгрегации миссионеров. В Краславу он приехал в сане субдиакона в 1839-м году. 19 июля 1840-го Вильнюсский епископ А. Клангевич посвятил его в диаконы, а 21-го июля --  в священники. Вернувшись в Краславу, Я. Я. Яловецкий продолжил работать преподавателем Священного Писания и истории Церкви в семинарии. Есть сведения, что в первый год священнослужения он так серьезно заболел, что едва остался жив. Как уже рассказывали, с осени 1841го года до начала 1844-го, когда семинария была перемещена в Минск, он был регентом этого учебного заведения. После закрытия семинарии Я. Я. Яловецкий был помощником настоятеля, духовным отцом сестер милосердия, а также капелланом школы, а с 1849-го года до самого своего ухода в вечность – 1885го года – служил настоятелем прихода, а на протяжении девяти лет также деканом Аугшдаугавы. Следует подчеркнуть, что Краслава стала для Яловецкого единственным местом работы. За эти годы он сделал очень многое во благо нашего прихода: ввел майские богослужения, а также службы в Великий пост, Крестный путь, для которого были приобретены соответствующие картины для станций, обустроил алтари святого Георгия и святого Иоанна Крестителя, поддерживал порядок в храме, заказал у польского живописца Я. Матейки алтарное полотно, поскольку центральную алтарную фреску время не пощадило. Будучи деканом, он умело улаживал дела десяти приходов, входивших в деканат, с властными структурами, утвердил единство католиков Курземской губернии с католиками трех уездов Витебской губернии.



О том, что Я. Я. Яловецкий был заметным священнослужителем не только в Краславском приходе, но и далеко за его пределами, свидетельствует присвоенное ему звание Почетного каноника Могилевского, а также два других символа признания и уважения – золотой Крест с золотой цепью, присвоенный ему 5 декабря 1854 года царем Николаем I, а также Орден святого Станислава 3-й степени, присужденный в 1858-м году царем Александром II по рекомендации  архиепископа В. Жилинского. Портрет миссионера с обоими этими наградами мы и сегодня можем увидеть в сакристии храма (примерно в 1882-м году его написал петербургский художник А. Хоравский). Кроме того, Я. Я. Яловецкий был историком, музыкантом, поэтом, живописцем. Он похоронен на Старом Краславском кладбище, рядом со своей матерью (около каплицы). Именем Яловецкого названа одна из улиц нашего города.



Весомый вклад в жизнь Краславского прихода внесли и другие настоятели-деканы, служившие здесь: Янис Язеп Сими(о) нович (1891-1897), Язеп Киселис (19281940), Петерис Рудзейтс (1940- 1945), Станислав Зепс (1946-1948), родившийся здесь Альфонс Мисюнс (1948-1951), Станислав Кокин (1951-1963), Юлиан Самуш (1963-1980), Язеп Лапковский (19802005). О каждом из них  можно было бы написать книгу.  Некоторых из них еще помнят пожилые прихожане.



На протяжении 11-ти лет заместителем настоятеля и деканом Аугшдаугавы был лазарист Карлис Обермиллер (18371849). В конце жизни (1880-1886) в качестве эмерита он вновь служил в нашем приходе, каждый день проводя многие часы в исповедальне. После смерти Яловецкого он был единственным, кто принимал исповеди на латышском и латгальском языках. К. Обермиллер похоронен на Краславском кладбище, как и викарий Я. Я. Яловецкого Ян Курминс (18521859), получивший духовное образование в Краславской семинарии. Свой след в истории культуры Латгалии он оставил в изданном в 1858-м году польско-латинско-латгальском словаре. В это время Я. Курминс был викарием в Краславском приходе. Кроме этого, он написал также несколько книг проповедей и молитвенников.



1863-й год вошел в историю окрестностей Краславы как период освободительной борьбы поляков. Одним из участников и организаторов польского восстания был граф Леон Платер. Перед нападением на русский обоз, перевозивший оружие, группа под руководством Л. Платера дала клятву в Краславском костеле, принял которую викарий Ян Болцевич. Из-за предательства нападение не увенчалось успехом, почти все заговорщики были схвачены. Леон Платер был приговорен к смерти, священник Ян Болцевич – к 20 годам заключения.



Болеслав Ягеллович с 1899-го по 1906-й годы служил в Краславском приходе викарием, в 1907-1908-х годах – настоятелем. Его имя вошло в историю благодаря тому, что в 1902-м году он создал в Даугавпилсе тайную школу для подготовки кандидатов в семинаристы. В 1905-м году школа была перенесена в Краславу, где проработала до 1909-го года. Два десятка воспитанников  школы Ягелловича поступили в духовную семинарию и стали священниками. Епископ Урбш признавал: «Bazneickunga Jagelloviča darbeiba peļnej atzineibu un jam pošam pīsanōk nu ļaudim pateiceiba un nu Dīva atmoksa». После смерти  Б. Ягелловича профессор А. Новицкис сказал: «Самоотверженный и трудолюбивый сын Церкви умер, однако его дела и заслуги, в известной степени, останутся бессмертными. Его самоотречение и усердие являются примером для других – тех, кто хочет посвятить свои силы распространению Царствия Божьего на земле».



В связи с празднованиеv 100-летнего юбилея Конгресса латышей Латгалии в начале мая нынешнего года громко звучало имя священника Франциса Трасуна, который являлся одним из главных организаторов конгресса 1917-го года, основоположником идеи объединения Латгале, Курземе и Видземе. Однако немногим известно, что имя этого теолога и политика, признанного общественного деятеля, труд которого способствовал Атмоде, публициста и писателя связано с Краславским приходом. В 1920-1922-х гг. Ф.  Трасун был и. о. настоятеля нашего прихода. В это время он являлся также депутатом Сейма.



Отец марианов Бронислав Валпитрс, который в 1921-1923-х годах служил капелланом в Краславской школе, в своих воспоминаниях «Mans dzīves ceļš» писал: «В середине апреля получил от епископа распоряжение незамедлительно ехать в Краславу и там приступить к обязанностям капеллана школы… Настоятелем там считался  священник Францис Трасунс, однако он как депутат Сейма постоянно проживал  в Риге, и в Краславу приезжал лишь во время летних каникул. Весь приход обслуживал один вице-настоятель Диуре. О посещении школы у него не было времени даже подумать, поэтому прислали на помощь меня».



По окончании духовной семинарии в Петербурге и посвящение в священнослужители в 1891-м году – со степенью магистра теологии --  Ф. Трасун начал служить в Даугавпилсе, затем – в Риге. С 1906-го года был по Витебскому избирательному округу избран в российскую государственную думу, в 20-х годах – в 1-й и 2-й Сейм Латвии. В свое время Ф. Трасун говорил о себе, что особое место во всем, что он совершил, занимает его  вклад священника, поскольку ни в одной другой должности он не был столь близок к своему народу, как при выполнении миссии священника. «Никто не сможет разлучить меня с правдой, с народом и с Богом», -- говорил он сам о себе.



Годы служения в Краславском приходе настоятеля и декана Петериса Рудзейта выпали на трагическую пору – 19401945-й гг., -- ознаменовавшуюся двумя оккупационными режимами (большевики и фашисты). В июне 1941-го года были убиты два краславских священника – резиденты Сигизмунд Таборе и Виталий Пашкевич. 30 июня, при отступлении, Красная армия подожгла костел. Полностью сгорела каплица святого Доната, алтарь и множество вот – знаков, свидетельствующих о чудесах, произошедших при посредничестве святого мученика.



Священник Р. Мутулис свидетельствовал, что после пожара декан Петерис Рудзейтс и профессор Изидор Анцанс, тогдашний капеллан школы и директор гимназии, собрали на пепелище сожженной каплицы кости святого Доната и перенесли их на главный алтарь храма. До сентября костел привели в относительный порядок, и в субботу накануне Рождества Пресвятой Девы Марии епископ Б. Слоскан торжественно перенес реликвии св. Доната с главного алтаря на алтарь Сердца Иисуса, выставив их для публичного почитания. Следовательно, традиционный праздник чествования мощей святого приходится не на июль, а на сентябрь.



В течение года, при поддержке прихожан, декан П. Рудзейтс построил новую каплицу и алтарь, и в сентябре 1942-го года епископ Б. Слоскан в торжественной процессии перенес святые реликвии на новый алтарь в каплице, проведя праздник, посвященный святому Донату.



16 сентября 1945-го года П. Рудзейтс был арестован в Шкеневе Краславского прихода. Ему присудили 10 лет ссылки в Воркуту «за измену родине». В 1955-м году священник был освобожден и реабилитирован.



Доктор теологии, священник Изидор Анцан в 1937-1942-х годах был капелланом школы и последним директором Краславской гимназии. Его тогдашний ученик, позже – священник С. Чужан, в 1996-м году вспоминал: «Каждое утро у алтаря св. Станислава директор проводил Святую Мессу, а я с еще одним одноклассником прислуживал. После богослужения вместе с директором шли в школу. А по пути всегда о чем-то беседовали».



Каждое воскресенье священник И. Анцан в каплице св. Доната проводил специальное богослужение для школьников. Ставший впоследствии ректором Рижской духовной семинарии, И. Анцан был очень умным человеком, наделенным талантом дипломата, образованным священнослужителем, изучавший теологию и древние языки в Риме. Его бывшие ученики отмечают, что на уроках профессора интерес вызывала его личность, богатый кругозор, талант педагога. Когда Латвия перестала быть независимой, И. Анцан перешел на работу в приход. В 1950-м году его арестовали, выслали в Сибирь, откуда он вернулся в 1956-м году.



Последним местом службы Краслава стала для настоятеля и декана Юлиана Самуша (октябрь 1963-го – март 1980-го). Здесь он отпраздновал 50-летний юбилей священнослужения, здесь же на его голову возложили венок «золотого» юбиляра (6 января 1972го года). Своей безупречной службой он заслужил носить звание капеллана Святого отца.



Ю. Самуш приобрел для прихода два алтарных полотна: «Святое семейство» и «Святой Антоний». Он заботился о порядке в храме: проводил внутренние и наружные фасадные и кровельные работы, переделал электроинсталляцию.



После 58-ми лет лет службы декан ушел в вечность в 1980-м году, после реколекций поста в Извалте, в воскресенье. Во время богослужения он произнес проповедь, завершив ее словами: «Пусть славится Иисус Христос!», после чего упал и умер от инфаркта.



Несколько слов требуется также сказать о долголетнем слуге Божьем Язепе Лапковском (1980-2005), который был тайно посвящен в священнослужители 23 декабря 1944-го года. Более 60 лет он посвятил Всевышнему, Отчизне, людям. Непросто было пережить годы воинствующего атеизма. В нашем приходе этот страстный пастырь душ верующих со всем рвением взялся за духовное воспитание людских душ, за приведение храма в порядок, восстановление сакральных ценностей.



После восстановления независимости Латвии Я. Лапковский говорил о себе: «Я человек, который любит Латвию и желает ей только блага, несмотря на то, что по национальности я являюсь поляком. Мне это не мешает. Теперь Латвии следует расцвести, как во времена Карлиса Улманиса, благодаря разумной политике».



Во времена Атмоды и восстановления независимости Латвии декан заботился о возвращении церковного имущества, в 1989-м году он освятил первый красно-бело-красный флаг свободной Латвии, и спустя много лет вместе со своими прихожанами исполнил гимн «Dievs, svētī Latviju». Он организовывал уроки религии в школах. Неоценим его вклад в формирование согласия среди верующих разных национальностей.



А заслуги перед Церковью и обществом в 1995-м году награжден польским Крестом командора возрождения.  В 1998м Я. Лапковскому присвоено почетное звание прелата. После ухода в вечность 17 августа 2005-го года Я. Лапковский похоронен в саду Краславского костела – радом с храмом, в котором отслужил 25 лет.



Геновефа КАЛВИША



Продолжение следует.