Рассказ пятый. Собирайтесь на посиделки!

img

Серые вечера и пустынные поля — неплохое место, чтобы ветер взял разгон, подхватывая и унося с собой коричневатые листья, очищая большой двор природы и давая нам понять, что колесо времени подвело нас к тому моменту, когда наступит зима.

Когда ночи длиннее дней, раздается вопрос соседа: «Куда пойдем на посиделки?» Слова народной песни (по смыслу): Девушки могут приходить ко мне скоротать вечер, спеть новые песни, спрясть пряжу  (LFK  0935, 18960)



Вечерние посиделки, которые в других местах назывались супрядками, представляли собой сбор людей, особенно осенью и зимой, когда большие домашние дела были сделаны, а вечера были более свободные, их можно было провести с соседями, знакомыми и друзьями. Место, где будет проходить сбор, выбиралось заранее, чаще всего такими местами встреч служили овин или баня. Такие мероприятия имели разные цели – серьезная работа, тихие посиделки с рассказами и песнями, а также веселое времяпрепровождение с песнями, танцами и играми. В таких сходках участвовали люди примерно из пяти, максимум десяти семей.



Так, например, в посвященных работе вечерах часто участвовали только женщины, чтобы они могли беспрепятственно перекладывать приданое или заниматься другими мелкими повседневными делами - шитьем, вязанием, прядением, а мужчины больше пели и музицировали. Посиделки был как бы особым событием, которое мотивировало работать, узнавать что-то новое, получать советы от других, показывать другим то, что вы сделали, хотя обсуждение последних событий и беседы также играли большую роль.



Темными осенними вечерами на посиделках разгадывали загадки, рассказывали сказки и небылицы, а также разные истории. Задача посиделок не только развлекать, но и наставлять, давать советы, просвещать как в различных вопросах, связанных с хозяйством, так и женщин в ведении домашнего хозяйства и других сферах.



«На посиделках парни больше веревки плели, девушки пряли, вязали, плели пояса. У загадок был свой месяц - декабрь, когда бывают самые длинные ночи, в Адвент. Старшие загадывали загадки для детей, в том числе и для самых маленьких. Дети на посиделки не ходили. Раньше они спали на печи. На посиделках были только дети того дома, где проходили посиделки. Запаливали лучину. Было такое высокое дерево, и рядом с ним держатель. Под железный держатель подсовывали зажженную лучину. Внизу ставилось ведро или корыто с водой, куда падали угли. Когда лучина сгорала, ставили другую. Этим больше занимались парни. Старики рассказывали сказки и истории, когда был кто-то разговорчивый.



Собирались в овине или в бане. Когда обмолачивали или обрабатывали лен, встречались в овине, там было тепло, там и происходили посиделки. Посиделки были в тех домах, где молодые или пожилые, которые умеют рассказывать истории». (ЛФК 1945, 3591)



События из жизни, рассказанные на посиделках, переплетались с вымыслом, только рассказчики спешили добавить: «Честно, так и было!» 



Одна такая история была записана в Шкяунской стороне летом 1989 года.



«Девушки вымылись в бане и на посиделки. Как было, не было, а в комнате вязали только две девушки. Неожиданно заходит парень, в шапке на голове, чисто одетый. Он начинает говорить, но у одной игла падает. Нагнулась, смотрит - хвост! Закричала и выбежала за дверь, а другая даже встать не успела, как черт схватил ее, разорвал на куски и сложил в печку. Он погнался за другой, а она не знала, что делать. Забежала в овин и спряталась. Черт учуял человека и был тут как тут..



В овине хозяин сложил лен. Льну стало жаль девушку. Лен решил черту сказку рассказать, сказав: «Подожди, черт, я тебе сказку расскажу, а потом свою пропажу поищешь».



Начал лен свой рассказ: «Посеяли меня в землю, побороновали и начал я расти. Я вырос большой, начал цвести голубыми, небольшими цветами. Позже появились коробочки, я созрел. Начали тягать меня за волосы. Но это еще ничего. У меня начали головы отрезать! Замочили выжимками, пропитываюсь. Я вымок, потом положили - солнце, дождь, роса, ветер, я на улице. Теперь в овине, я сохну. Потом меня будут молотить, все кости переломают, потом женщины железными гребнями расчёсывают. Возьмет горсть чесалок, потом прядет. Когда спрядут, его будут ткать на ткацком станке. Разложат на лугу - отбелят. Потом сошьют рубашки и будут носить».



Лен хотел начать рассказ с самого начала, но на помощь ему пришел петух. Он запел так громко, что зазвенел весь город. Черт испугался и убежал. Вторая девушка, ни жива, ни мертва, ушла домой, предварительно сказав льну большое спасибо». (1600, 111076 Шкяуне, рассказ Вертуле Антонины)



«Раньше люди собирались в бане на посиделки. Девушки брались за работу, пряли, вязали. И ребята тоже приходили. Однажды девушки собрались на посиделки. У одной была младшая сестра, которая увязалась идти на посиделки. Та, что пришла с сестрой, вышивала. В руке у нее были ножницы. Сестра той маленькой девочки попросилась выйти. Но ребята не хотели ее выпускать. Когда она вышла, малышка говорит: «Эти ребята с хвостиками, которые рядом с вами сидят». Обе убежали. Они еще гнались сзади, но петух прокукарекал, и они исчезли. Позже священнослужители запретили ходить в баню на посиделки, потому что там всегда что-то получалось не так. Но там было хорошо — тепло, светло — горела лучина». (LFK 1950, 6763 Дагда, рассказ Гекиши Барбалы)



Отгадайте мою загадку - что это: солнце по карте течет? Отгадка: горит лучина. В древности лучины использовались для освещения помещений. Были специальные держатели, их втыкали в стену. Лучины собирали мужчины в основном летом и зимой с прямой сосны высотой 4-5 ступеней. Сначала круглое зеленое сосновое полено несколько раз раскалывали топором, затем ножом снимали лучины, начиная от сердцевины, сначала на более крупные куски, затем от них на более мелкие. Лучшие лучины были около коры дерева. Когда делали лучины, то один конец самого большого куска сосны упирался в землю, другой — в грудь.



Заготовленные лучины связывали в стопки или той самой лучиной перевязывали кучку и ставили сушиться в печь. Из лучин также плели корзины. Держатели лучин были из гнутого железа. Такой железный держатель лучины назывался светцы.



О лучинах написано много поверий, например, нельзя жечь оба конца лучины, то есть если лучина была зажжена с одного конца, то и поджигать ее надо с того же конца, ее нельзя поджигать с другого конца, или если уголь потухнет при горении и прилипнет к ней, то значит еще долго будет холодно.



«Долгими осенними вечерами они ходили на посиделки друг к другу. Они несли с собой работу и продукты, из которых хозяйка готовила ужин. Посиделки продолжались до первых петухов». (0935, 38294 в Аулее, рассказ Дзалбе)



После того, как часть работы была сделана, хозяйка приглашала угоститься едой, которая была принесена и приготовлена ею. Хозяин давал попробовать всем по кружке пива. После угощения молодые танцевали и играли в игры, если хозяин был не против. А пока старшее поколение отдыхало и обсуждало последние события - в округе, в церкви и в мире. Позже все снова продолжали работать.



Также начиная работу хозяин и гости просили у Бога помощи, поэтому, когда работа была закончена, хозяин выходил на середину комнаты, и все дружно благодарили Бога за помощь и благословение во время посиделок. Перед тем, как отправиться домой, они договаривались, где будет проходить следующая посиделка, чтобы все знали, куда идти, и хозяева могли вовремя подготовиться.



Слово на латгальском языке «вакарэшана» — относительно новое. Оно связано со словом «вакарс» («вечер») и работой в вечернее время. Эту работу в вечернее время обозначали и другим словом - супраткыс, которое в начале 20 века начало постепенно исчезать.



В 2018 году в Дагде мы возобновили такую ​​традицию, как посиделки или как ее называли в других местах - супрядки. Теперь мы продолжаем эту традицию во время перед постом (Meteņi). Чтобы сохранить запах и вкус тех детских дней, мы на праздники печем вкусности и занимаемся различными поделками. Идея мероприятия осталась той же, что и в былые времена, когда сосед приходил в гости к соседу, садился за стол и пел то, что было у него на душе в этот момент, танцевал, брал с собой других в танец, рассказал случай из своей жизни, где каждому дан выбор - верить или нет!



Мы также пытаемся понять, какие работы брали с собой раньше и что из прошлого мы можем показать другим сегодня. Так, в свое время все желающие имели возможность обрабатывать шерсть или делать свечи древними орудиями.



Кроме лучин, в прошлом также жгли свечи, которые выливали сами. Лучины зажигали по рабочим вечерам, а свечи по праздникам, когда украшали комнаты и столы были покрыты скатертями. Если лучину зажигали только в темное время суток, то свечи зажигали и днем, например, когда ждали приезда из церкви венчания или участников крещения. В древности свечи отливали именно осенью, когда кололи овец, потому что свечи обычно отливали из жира овцы.



Раньше, идя на посиделки, люди брали с собой не только работу, но и еду. Готовясь к супрядкам, мы пытались понять, какую еду можно взять с собой в это время! Помню с детства, что сама пекла хворост - печенье, которое жарили на жиру. Подумано, сделано! Однажды во время супрядок мы в Дагде пекли хворост, наполняя все вокруг запахом и вкусом детства. Зато как обрадовались дети!



Не все древнее утрачено навсегда. Например, в настоящее время в Индре проходит обучение плетению поясов на дощечках. Это ремесло также изучали и осваивали во время супрядок. В самом начале уроков нам показывали дощечки, которым может быть около ста лет. Мы можем только представить себе, как в свете лучин с их помощью плели бесчисленные пояса, которые клали в приданое, завязывали при почестях, дарили и сохраняли. Пояса, плетеные на дощечках, являются признаком принадлежности к Латгалии.



Одной из главных составляющих посиделок является их познавательно-коммуникативный контекст, где отведено место наследованию местных традиций, пересказу актуальных событий, практической воспитательной работе. Ведь одной из самых красивых и увлекательных традиций посиделок было рассказывание сказок. Во время супрядок дети запоминали слова молитв или учились читать.



Несмотря на то, что в наши дни посиделки и супрядки проходят в другой культурной среде, они по-прежнему являются возможностью для обучения, обмена опытом и встречи поколений. У одного они вызывают воспоминания услышанного или пережитого в детстве, для другого – это возможность узнать что-то новое.



Инта ВИЛЮМА.



Фото из архива Центра фольклора.