Баку: 9 мгновений осени

img

Информация к размышлению: Идея посетить столицу Азербайджана пришла неожиданно, но не случайно. Так сложилась судьба, что еще в далекие студенческие времена, когда мне довелось жить в одном общежитии с представителями доброй полусотни народов мира, я обратил внимание на то, что если однокашник из Азербайджана, то это непременно порядочный и приятный в общении человек. В мае этого года в кулинарной рубрике «Эзерземе» мы писали о блюдах азербайджанской кухни, а в роли эксперта выступил бакинец Урфан Исмаилов, мой знакомый по писательскому марафону. Я никогда раньше не бывал в мусульманской стране. Ровно год назад я собирался в Марокко. Однако, предпочел поехать в Баку, потому что там живёт хотя бы один знакомый.



«Туркиш эйрлайнс» авиакомпания уважаемая и надежная. Более того, самолеты у компании современные и очень комфортные. Поэтому перелет утомительным не был и, после двойного контроля в аэропорту Баку, я был энергичен и готов к приключениям. Дорога в отель была достаточно долгой, но интересной, потому что путь лежал вдоль проспекта Гейдара Алиева, городской магистрали очень современной и элегантной. Таксист развлекал рассказами о местных обычаях, я крутил головой по сторонам, стараясь увидеть как можно больше. День заканчивался, стемнело быстро. Короткий ужин в маленьком кафе рядом с гостиницей. Впечатлений для первого дня, большая часть которого прошла в дороге, было слишком много, чтобы начинать открывать для себя самый крупный мегаполис Закавказья. Сон был крепким.



Информация к размышлению
Самое поверхностное изучение достопримечательностей древнейшего мегаполиса Закавказья позволило сделать первый вывод – самостоятельно я не справлюсь. Нужен был помощник. Фейсбук помог. Из всех предложений выбрал того гида, чья страница была самой наполненной и подробной, обновлялась почти ежедневно. Списались и договорились. Трёхмиллионный город мне будет показывать Гусейн Багиров, опытный гид и владелец туристической компании
Tourist Max.



Утром завтракал как самый настоящий бакинец – в маленькой пекарне на улице. Пирожки с картошкой, блюдечко сумаха (приправа из сушеного молотого барбариса), стакан ароматного чая. Точно в назначенное время, рядом с отелем меня окликнул Гусейн. Мы познакомились и отправились открывать Баку – Париж Закавказья, как его еще называют.



Гиды бывают разные, но всех их объединяет одно – работа. Абсолютное большинство из них относится к работе как к работе. Среди них есть знающие, эрудированные, а есть и очень среднего уровня. Но рассказ каждого из них чаще всего несколько отстраненный, со стороны, лишенный эмоций и личного отношения. Гусейн – это исключение. Его рассказ о городе, о своей стране, традициях, обычаях, истории – переполнен любовью к родине, эмоциональный и очень личный. Он не сыпет датами, фактами и фамилиями. Он рассказывает свою личную историю. Рассказывает как близкому другу.



Мы побывали на Аллее шахидов, у мемориала турецким воинам, погибшим в боях за независимость Азербайджана, осмотрели турецкую мечеть, побывали в Некрополе на Парламентском проспекте, площади Фонтанов, улице Низами, в старой городской крепости, на Бакинской набережной или в Приморском парке, у Девичей башни, у Пламенных башен. Гусейн не только был готов ответить на любой вопрос, но и делился своим личным отношением к стране, к её прошлому, настоящему и будущему. Он обращал внимание на детали, которые могли бы ускользнуть от меня, искренне интересовался Латвией и особенностями латышской культуры, традициями. На Аллее шахидов, где захоронены жертвы «чёрного января» в 1990 году, когда в Баку были введены войска для подавления действий оппозиции официальной власти, я обратил внимание на то, что больше всего цветов на плите с захоронением неизвестных. Гусейн объяснил: «Всё правильно, дорогой! У них же нет родственников. Вот и несут цветы все, кто приходит сюда…»



«Аллея почетного захоронения» в самом центре города – Пантеон Азербайджана. Могилы политиков, ученых, художников, артистов… Гейдар Алиев, Муслим Магомаев, Рашид Бейбутов – вот, пожалуй, и все, кто был мне знаком. И скольких я узнал, благодаря Гусейну!



Когда мы зашли в старую крепость, истории приобрели совершенно другую окраску. Удивительным образом мой гид рассказывал о событиях 14-15 веков так, как будто всё происходящее видел своими глазами. И вот исчезли многочисленные сувенирные лавки, пропали шикарные авто… Передо мной взволнованный и гудящий осаждённый средневековый город, у ворот которого бесчисленное войско «заклятого друга»…



Городские панорамы, которые открываются со смотровых площадок, впечатляют… нет, они поражают. Небоскребы, шикарные отели, высотки министерств, парки, бульвары. Стереотипы о восточных мегаполисах разбиваются на мелкие кусочки, когда убеждаешься в стерильной чистоте не только исторического и туристического центра, но и всего города, огромного, многомиллионного. Конечно, гостям везде стараются показать самое лучшее, но Гусейн не скрывал и проблем своей страны…



Четыре часа тура быстро растворились в ярко голубом небе столицы Азербайджана, в извилистых узких улочках крепости, в зеленых парках и зеркальных небоскребах Баку. Первое знакомство всегда поверхностно, но первое впечатление редко бывает обманчивым. У меня сразу же возникло ощущение, что впереди будет нечто совершенно удивительное и небывалое. Я не ошибся… Четыре часа – это слишком мало, чтобы познакомиться со столицей Азербайджана, но вполне достаточно, чтобы увидеть главное и наметить план знакомства на ближайшие несколько дней. Расставаясь с гидом договорились, что если возникнут вопросы или желание посетить любой из древних городов страны, мне нужно просто набрать телефонный номер. Гусейн откланялся, убедившись в том, что я переполнен позитивными впечатлениями. А на следующей день на стойке регистрации отеля мне передали пакет с подарком от моего гида…



Полдня пролетели, обедать я не пошёл, потому что дал обещание Урфану ничего не есть до нашей встречи, которая была назначена на послеобеденное время…



Информация к размышлению



Гостеприимство на востоке – это не просто традиция. Это обязанность всех и каждого. Позволю себе процитировать пророка Мухаммеда: «Кто уверовал в Аллаха и [в очевидность] Судного Дня, тот пусть будет щедр к гостю своему». С собой в Баку я взял наши традиционные «сувениры»: конфеты «Коровка», шоколад «Серенада» и «Красный мак», шпроты, сыр с тмином, ржаной хлеб. Я еще не знал, чем это будет чревато для меня…



Едва я вышел из такси, как был заключен в объятия совершенно родственные. Урфан увлек меня в маленький ресторан в подвальчике красивого дома. Сделал заказ, причем я не понял ни слова, потому что беседа между моим знакомым и официантом проходила на азербайджанском. Но видя довольное лицо официанта легко было предположить, что меня ожидало нечто невероятное. После вручения моих подарков, Урфан смущенно улыбался и непрерывно говорил, что совершенно напрасно было везти столько подарков, что напрасно было так затрудняться и так далее… Дальше был ужин, который больше походил на подготовку к соревнованиям по обжорству: хингал, дюшбяря, соления, хинкали нескольких видов, маленькие пельмени, название которых я не запомнил, чай, шербет, пахлава, варенье… Беседа так часто прерывалась словами: «Почему не кушаешь, дорогой? Не нравится? Может заказать что-нибудь еще?» - что в какой-то момент я стал бояться за себя.



Через четыре часа застолья я был усажен в такси и отправлен в отель со строгим наказом – сообщить, как доберусь до своего номера. С собой я увозил аккуратно упакованные судочки со всем тем, что не смог съесть. Проблема завтраков отпала сама собой, это был продовольственный запас на неделю как минимум. Все попытки принять участие в расходах пресекались мягко, но без всякой надежды на компромисс. Я тогда не знал, что это только «цветочки»… Чтобы не возвращаться к этой теме, скажу только одно – мой багаж на обратном пути едва вписался в разрешенные 30 килограмм, хотя прилетел я с чемоданом, который не дотягивал по весу до 12 килограмм. Теперь я владелец запасов варенья четырех видов, сухофруктов, пахлавы, пряностей, которых должно хватить на год… А мой визит в следующем году обсуждался, как дело решенное и само собой разумеющееся. Я встретился в Баку со своим знакомым. А уезжал с полным ощущением, что в столице Азербайджана меня всегда ждёт близкий и родной человек…



Информация к размышлению



Никогда, вы слышите, никогда не вздумайте соревноваться с бакинскими официантами в вежливости! Проиграете обязательно. Но это будет самый приятный проигрыш в вашей жизни, поверьте мне!



То, что в Азербайджане готовят вкусно, я знал еще до поездки. Кое-что пробовал в Латвии, писал целый месяц об особенностях кухни. Но даже я не ожидал такого великолепия и разнообразия.



О богатом вкусе национальных блюд Азербайджана можно писать очень долго и сочно. Но в кухне главное – пробовать и составлять собственное мнение, основываясь на опыте. Поэтому я напрасно слов тратить не буду. Просто настоятельно порекомендую.



Рассказать хочется о другом – о сервисе. Он просто восхищает. Всякий гость воспринимается как подарок небес, а всякий официант считает себя лично ответственным за комфорт и удовольствие клиента. Поначалу было непросто привыкнуть, что в ответ на каждое «спасибо» ты получаешь в десять раз больше благодарности и забота превращается в родственную. Если ты заказал чай, а чай там заказывают все и всегда, потому что никакая трапеза в Азербайджане не может не закончиться чаем, то всякий работник ресторана, проходя мимо обязательно пощупает твой стаканчик – достаточно ли он тёплый. Здесь никто не допустит, чтобы гость пил холодный чай, это просто невозможно!



Обслуживание неспешное, но очень внимательное. А неспешное потому, что каждое блюдо готовится на кухне из свежайшего мяса и овощей. Здесь никогда и никто ничего не разогревает. Потому что конкуренция просто бешеная. Ваше повторное появление в заведении встречается восторженно, а сервис становится еще изысканнее. Все вместе заставляет вас с удовольствием думать о предстоящем завтраке, обеде и ужине. Ещё и потому, что цены даже в самых пафосных и туристических ресторанах очень невысокие.



Теперь о языке общения. В Баку вас поймут на любом языке, потому что очень хотят понять. А если серьезно, то очень многие, особенно горожане старшего поколения, знают русский. Молодёжь говорит по-английски. В кафе обслужат на азербайджанском, турецком, английском, русском, арабском или фарси. Представители туристических агентств, а их в городе аж 33(!), моментально на глаз определяют на каком языке вам общаться проще всего. А «сидельцы» сувенирных магазинов… вот уж кто не может не вызвать восхищения. Как только вы переступили границу городской крепости, за вами уже наблюдают десяток пар глаз. Уже через минуту о вас продавцам известно всё: материальное состояние, покупательские предпочтения, особенности характера и срок пребывания в Баку. Исходя из этой информации с вами начинают «работать». Никто, конечно, насильно в лавку затаскивать за руку не будет. Кого-то будут вежливо приглашать, кому-то сделают тонкий комплимент, кому-то тихонько сообщат о небывалой скидке.



В сувенирных лавках знают все языки мира, потому что «говорят» жестами, улыбками, восклицаниями, междометиями и другими звуками (цоканьем, присвистыванием, причмокиванием и т. д.). Как бы вы ни сопротивлялись, как бы ни игнорировали приглашение материализовать ваши азербайджанские впечатления, ничего не получится, вообще! И оглянуться не успеете, как в ваших руках окажется пакет с шерстяными или шелковыми платками, особенным чаем, чайными стаканчиками… Я уже даже не говорю о магнитиках, значках, тарелочках, брелках и прочей туристической чепухе. А главное, что, обладая всеми этими сокровищами, вы будете себя чувствовать абсолютно счастливыми!



Всякое сравнение хромает. Гуляя по любому крупному городу, в котором оказался впервые, невольно начинаешь искать черты мегаполиса, в котором бывал. Подсознание выискивает нечто знакомое и виданное. Потому что так мы стараемся успокоиться в чужой для нас окружающей среде, стараемся почувствовать себя увереннее, стремимся к ощущению безопасности. В Баку в этом нет необходимости.



Когда в твоём распоряжении целый субботний день в совершенно неизвестном городе, хочется провести его там, где его проводят местные жители. Я и отправился на Бульвар, Набережную или Приморский парк. Место особенное, стоит только упомянуть, что общая протяженность этого променада – 24 километра. Пройти его за один день просто невозможно. Поэтому я пошёл гулять со стороны Пламенных башен, продвигаясь вдоль берега Каспийского моря.



Как и всякий мегаполис, Баку просыпается поздно. По крайней мере в туристических местах. До полудня практически все кафе здесь закрыты, народу совсем немного. Зато можно спокойно любоваться потрясающими видами, отдыхать в тени экзотических деревьев, разглядывать гигантские кактусы и наблюдать за бликами на стенах еще не открывшегося 36-этажного отеля «Crescent», который согласно проекту обеспечит своим гостям комфорт уровня семь звезд.



На Бульваре стоит музыкальный памятник Муслиму Магомаеву. Рядом с фигурой певца небольшой пульт с пятью кнопками. Нажимаешь на кнопку и слышишь песню в исполнении великого певца.



К полудню открываются кафе. Чай, кусочек бакинской пахлавы, той, что с грецкими орехами – и ты готов к новым открытиям. Свернув в сторону от Бульвара, пройдя через подземный переход, напоминающий больше цокольный этаж восточного дворца, попадаешь на площадь Фонтанов и прилегающие к ней парадные улицы города.



Разглядывая дома, витрины магазинов, террасы ресторанов, я всё время ловил себя на мысли, что нахожу сходство с Барселоной, Миланом, Марселем. Но в какой-то момент вдруг понял, что никакое сравнение не подходит. Это Баку. И всё. Стерильная чистота, улыбчивые прохожие, толпа туристов со всего мира, никакой суеты. Здесь вообще не принято спешить, особенно если ты пешеход. Но самое главное – это ощущение полной безопасности и надёжности, которое вдруг накрывает тебя на третий день пребывания в городе.



 



Андрей Якубовский



Фото автора



На фото: 1. Пламенеющие башни; 2. Музыкальный памятник