Краславская польская школа получила финансирование на весь текущий учебный год, но это не решает проблему окончательно

img

Сколько стоит ученик Много лет существование Краславской польской школы находится под вопросом. И если очистить этот вопрос от обстоятельств второстепенных, он станет понятен каждому. Дело в том, что содержание польской школы пока остается прежде всего заботой Краславского самоуправления — и каждый ученик польской школы стоит самоуправлению намного больше, чем ученики других краславских школ.

Стоимость обучения каждого ученика в каждой школе подсчитана с точностью до евроцента. Например, один ученик «Варавиксне» обходится самоуправлению (а в конечном итоге — всем нам) в 112,79 евро в месяц и, соответственно, 1353,51 евро в год. Ученик Краславской гимназии стоит 71.91 евро в месяц, а в год — 862,91 евро. В польской же школе один ученик обходится самоуправлению в несколько раз дороже - в 249,86 евро в месяц и в 2998,28 евро в год. И это не потому, что в «Варавиксне» или в гимназии что-то делают хуже — просто та часть расходов, которая идет на общешкольные нужды, раскладывается на большее количество учеников. Вот и получается, что один и тот же набор образовательных и прочих услуг одного и того же качества, обходится в настолько разные суммы от школы к школе.



                Из-за малого количества учеников стоимость обучения в расчете на одного ученика намного выше не только в польской школе. По этой же причине ставится вопрос о закрытии и других школ, где среднее количество учеников в классе меньше десяти. Например, один ученик школы в Робежниеках, где общее количество учеников 51 человек (а в польской на сегодня 46 учеников), обходится в 164,88 евро в месяц и в 1978,06 евро в год.



                Лишних денег у самоуправления нет. Особенно, если учесть, что под вопросом находится существование и еще нескольких школ в крае, их тоже могут закрыть из-за отсутствия денег. Но в Краславе, в отличие от других населенных пунктов, есть и другие школы, где содержание учеников обходится не так дорого — и дети могут перейти из польской школы туда. Это было бы для них менее трудным, чем ситуация учеников из других населенных пунктов, где других школ просто нет. Более того, если речь идет об обучении польскому языку, изучении польской истории и культуры — это можно организовать и в стенах двух других краславских школ.



                Само по себе присутствие в городе польской школы не вызывает возражений ни у кого — но пока каждый ее ученик обходится краю так дорого, содержание отдельной школы для менее, чем полусотни учеников неизбежно будет ставиться под вопрос.



                Этот вопрос мог бы быть решен, если бы удалось привлечь финансирование из других источников.



                Польскую школу опекает Республика Польша — и это естественно. Чиновники из Министерства образования, детский омбудсмен, Посол Польши в Латвии регулярно посещают школу и знают о текущей проблеме с финансированием.



                Несколько лет некоторое количество денег на школу поступало из Польши — около 30 000 евро в год. Но школа обходится самоуправлению в 150-170 000 евро в год. И польские деньги не решали проблемы, обозначенной выше — каждый ученик польской школы продолжает обходиться самоуправлению очень и очень дорого, намного дороже, чем ученики других школ. А последние два года самоуправление не получает из Польши и этих денег.



                При обсуждении этого вопроса польская сторона ссылается на договор, заключенный между краславским самоуправлением и польской стороной в лице компании «Wspolnata Polska» в 2005 году — по этому договору краславская сторона брала содержание польской школы на себя. Но этот договор был заключен в совершенно другой демографической ситуации в Краславском крае — когда школу посещало намного большее количество учеников, и стоимость обучения каждого из них не превышала стоимость обучения в других школах края. Сегодня ситуация изменилась. Изменилось и законодательство Латвии — в нем появились пункты, из-за которых исполнение договора 2005 года тоже становится невозможным.



                Важно понимать, что школа — это учреждение, которое просто обязано предоставлять определенный набор возможностей, независимо от количества ее учеников. Например, в школе не может не быть медицинской сестры. А у медицинской сестры не может быть кабинета. А в ее кабинете не может быть определенного набора медицинских средств. Без этого школе просто не разрешено быть школой, брать на себя ответственность за пребывание в ней детей. Или, скажем, такая прозаическая вещь как столовая — она тоже обходится в заметную сумму, даже если кормит совсем небольшое количество человек.



                Аналогично, школа не может быть и называться школой, если в ней не обеспечено преподавание всех предметов, предусмотренных программой. И каждый предмет преподается определенное количество часов, а для этого в школе должно быть определенное количество преподавателей — и это количество просто не может быть меньше, даже если учеников в каждом классе совсем немного.



                Каждый преподаватель, каждый сотрудник — это еще и заработная плата, и она тоже не может быть меньше, чем установлено. Плюс необходимые, разнообразные и весьма значительные расходы на содержание помещения, на его уборку и на массу всего другого. Поэтому нельзя просто взять и сократить бюджет школы пропорционально сокращению количества ее учеников.



 



                Не только деньги            



 



                Не следует думать, что при обсуждении судьбы польской школы самоуправление смотрит только на цифры расходов. Все понимают, что есть то, за что можно было бы платить больше, есть возможности, которые хотелось бы иметь в крае, и за эти дополнительные возможности можно было бы платить дополнительно.



                Например, никто не спорит, что изучение польского языка имеет для нашего края особое значение, что польский язык и культура Польши важны как для тех жителей края, кто является поляком по национальности, так и для поддержания связей с Польшей как нашим важным и дружественным соседом.



                Никто не спорит и с тем, что сравнительно небольшое количество учеников в каждом классе может обернуться повышением качества учебы и дисциплины. В Латвии есть немало возможностей проявить себя в этом плане для школы, и для конкретного ученика, есть олимпиады, конкурсы, есть, в конечном счете, и самая обычная статистика успеваемости. Думается, что если бы преимущества маленькой школы проявлялись бы наглядно в таких показателях, обсуждать финансы было бы легче для каждой стороны и на всех уровнях. Однако, потенциал польской школы пока не получил убедительного отражения в объективных цифрах успеваемости.



                А пока от школы ждут результатов выше среднего уровня, решение проблемы с финансами как раз и удается находить в тех резервах республиканского уровня, которые создавались для поддержки высоких достижений в таких сферах как культура и спорт.



                Необходимые для завершения текущего учебного года средства для школы были найдены в резервах Кабинета Министров. Правительство выделило муниципалитету Краславского края 140 000 евро. Это отражено в решении «О перераспределении ассигнований между бюджетными подпрограммами Минобрнауки», утвержденном правительством 12 декабря.



                Нельзя не сказать, что эти средства были найдены в результате обращения к правительству со стороны самоуправления Краславского края. Самоуправление не имеет причин хотеть закрытия школы, самоуправление лишь старается найти возможность для продолжения ее работы.



 



                Последнее слово остается за школой



               



                Выход из всех этих сложностей наверняка есть. Но не стоит думать, что он заключается только в объединении усилий самоуправления края, польской стороны и Правительства Латвии.



                Прежде всего, сама школа может дать всем своим сторонникам абсолютно убедительные аргументы в пользу сохранения школы. Именно школа может привести к благополучному решению проблем с финансированием, если наглядно продемонстрирует свои преимущества, высокую успеваемость и прочие показатели качества школьной работы и школьной жизни. На это сразу обратят внимание не только чиновники, но и родители, небезразличные к настоящему и будущему своих детей. В конечном счете, именно от повышения привлекательности в глазах родителей зависит приток учеников в школу. Объективные показатели качества школьной работы и, как следствие, приток новых учеников в школу — вот самые лучшие аргументы для сохранения школы.



Подготовил Глеб БЕЛЯЕВ



Благодарю главу Управления образования Лидию Миглане и Председателя Краславского самоуправления Гунара Упениека за предоставленную информацию и разъяснения ситуации.