Сотрудничество вместо взаимных претензий: что могут сделать родители и педагоги, объединяя усилия

img


Часть 1. Потенциал консультаций

Разговор с Лидией Миглане, руководителем Управления образования Краславского края

Глеб Беляев, газета «Эзерземе»:
Спасибо, Лидия, что согласились на беседу!




Я, как родитель двух школьников, часто сталкиваюсь с целым рядом вопросов, ответить на которые может только государственный служащий, администратор образования достаточно высокого ранга и при этом — обязательно с большим опытом работы. А как член родительского комитета школы, я знаю, что такие вопросы беспокоят каждого родителя. Поэтому в беседе с Вами я выступаю и как родитель, а не только как журналист.



Один из наиболее острых вопросов возникает тогда, когда успеваемость школьника  перестает устраивать родителей, заставляет беспокоиться о будущем ребенка. В таких случаях, рассуждая логически, родитель явно считает, что его собственный ресурс воздействия на ситуацию исчерпан — иначе сам родитель предпринял бы что-нибудь, если бы считал, что дело в нем, а не в школе. А вот когда родитель начинает задавать вопросы школе, это означает, что причину недостаточно качественного обучения он видит именно в ней. И тут возникает ситуация, которая чаще ведет к недопониманию и конфликтам, нежели к улучшению ситуации.



Есть хорошее выражение: «У победы много отцов, а поражение — всегда сирота». Когда успеваемость хорошая, все готовы подтвердить, что это происходит благодаря им — и школа, и родители. А вот когда успеваемость оставляет желать лучшего, часто можно услышать взаимные обвинения — родители обвиняют в недоработке школу, а школа, соответственно, обвиняет в том же самом родителей.



Родителей можно понять в их ожиданиях. Ведь даже в начальной школе работают педагоги, имеющие профильное образование — эти люди, по идее, обучены не только тем предметам, которые преподают, но обучены также и тому, что называется методикой преподавания — то есть, обучены выстраивать отношения с детьми определенного возраста, обучены вызывать интерес к предмету, обучены давать материал постепенно, наилучшим образом располагая знания, обучены устанавливать и поддерживать должный настрой и дисциплину в классе и школе, и все это с учетом психологии детей каждого возраста. В каком-то смысле педагоги выступают людьми, лучше подготовленными для общения с детьми в целях обучения, чем даже их собственные родители. Поэтому родители имеют определенное право надеяться, что именно в школе ребенок получит основное, что необходимо для обучения, а свою задачу родители обычно видят только в том, чтобы обеспечить посещаемость — то есть, грубо говоря, привести накормленного и одетого ребенка в школу, а дома проконтролировать, чтобы ребенок выполнил домашнее задание.



Родители, кстати, часто считают, что даже совместное выполнение домашнего задания не всегда входит в их обязанности — и некая правда есть и за этим, потому что, повторюсь, методика преподавания, способ закладывания знаний в детскую голову — это отдельная наука, отдельная профессия, и родители часто открыто заявляют, что не чувствуют в себе таких знаний, чтобы гарантировать помощь ребенку с домашней работой.



Часто родители не являются и людьми, подкованными юридически, поэтому свои вопросы они выражают на языке простом, а также часто само это выражение еще и окрашено эмоционально — люди сначала молча копят недовольство, а когда дело доходит до слов, уже трудно выстроить обсуждение проблемы в продуктивном ключе.



Наверное, этим вопросам столько же лет, сколько и самой системе школьного образования, наверное, есть закон и есть точка зрения закона на обязанности школы и обязанности родителей, наверное, есть точка зрения на эти вопросы опытных педагогов и администраторов образования — вот об этом я и хотел Вас спросить. Каковы законные обязанности родителей и школы в обеспечении успеваемости ученика? Как, полагаясь на закон и на опыт, распределить между школой и родителями обязанности и ответственность?



 



Лидия Миглане, руководитель Управления образования Краславского края:
Законы и нормативные акты, регулирующие сферу образования, не вдаются в детали отношений между родителями и педагогами. То, о чем спрашивают и чем возмущаются родители, действительно, больше основано не на законе, а на логике, которую вы хорошо описали: «я отдал ребенка профессионалам, а результат намного ниже моих ожиданий - следовательно, профессионалы не доработали». Что ж, можно рассуждать и так. Но если мы хотим, чтобы дело двинулось дальше взаимных претензий, нам следует рассмотреть все факторы, действующие на успеваемость, и увидеть долю ответственности и родителей, и педагогов в каждом из этих факторов. Действительно, многие проблемы имеют причиной недостаточное понимание и недостаточное знание о тех возможностях, которые имеются у каждой из этих сторон.
Начнем с того, что все свои знания и умения педагоги реализуют в условиях, которые могут быть лучше или хуже. Например, одно дело, когда в классе 12 учеников, а другое - когда их 24. Методикой обучения учитель владеет, но временем, которое учитель может уделить каждому ученику, учитель не управляет — это зависит от других факторов.



Образование это такая же отрасль нашего общего, скажем так, хозяйства, как и другие — к примеру, полиция и здравоохранение. Есть общее желание сделать как можно лучше, но есть и бюджет, в рамках которого все это обустраивается и работает. Возвращаясь к образованию, обращу внимание на то, что сегодня нормальным, посильным для общества является содержать столько школ и преподавателей, что уже упомянутые 20-24 ученика в классе — это та норма, из которой следует исходить. И все методические усилия преподавателя делятся на это количество учеников в классе.



Конечно, общие объяснения для всех учеников одинаковы, и от количества учеников не зависят, но далее выходит на сцену второй важный момент — индивидуальные особенности каждого конкретного ученика. И здесь то количество времени, которое педагог может уделить каждому ученику персонально, уже сильно влияет на успеваемость этого конкретного ребенка. Потому что даже среди учеников, способных заниматься по общей программе, способность к обучению варьируется. Кому-то все предметы даются быстрее, а кто-то усваивает помедленнее, у кого-то предрасположенность к одним, предметам, у кого-то к другим, кто-то больше волнуется, кто-то усидчивее и так далее.



Вот тут от количества учеников и, соответственно, от времени, приходящегося на персональную индивидуальную работу уже начинает зависеть больше. Все же, нет методики, настолько универсальной, чтобы обеспечить равное усвоение знаний одинаковой работой со всем классом сразу.



Школа как учреждение и существующие нормативы ее работы учитывают все это настолько, насколько, повторюсь, общество может себе это позволить — помимо нагрузки в виде уроков, у педагога есть возможность проводить консультации: дополнительные занятия по своему предмету с теми из учеников, у кого с этим предметом или отдельными темами наблюдаются затруднения.



И вот тут возникает и место для вклада родителей. Удивительно, но часть родителей даже не знает о консультациях в принципе. Еще одна часть знает, но не включает их в поле зрения, не задействует эту возможность. А ведь консультации могут снять существенную часть тех проблем, которые возникают от разности в индивидуальных особенностях учеников и от нехватки времени педагога на персональные занятия.



В чем тут может активно помочь родитель? Прежде всего, родитель должен знать о такой возможности, должен включать ее в тот набор действий, которыми он может улучшить успеваемость своего ребенка. Родитель, возможно, не владеет предметом и методикой преподавания, но он должен замечать, какие предметы вызывают затруднения у ребенка — и должен не просто заметить это по низким оценкам, а вникнуть поглубже, попытаться понять, в чем именно затруднение.



Часто дети сами способны конкретно описать свою трудность. Например, говорят, что им не хватило времени, чтобы понять учителя. Объяснение было дано, но этого недостаточно, хочется получить объяснение еще раз, с остановками на каких-то моментах. Бывает, что непонятна какая-то отдельная тема, а не предмет в целом.
Родителям, как минимум, доступно наблюдение за выполнением домашней работы — и тут они тоже способны заметить, с какими темами или заданиями не справляется их ребенок.



Бывает и так, что ребенок не говорит о своих затруднениях в школе, а педагог не успевает спросить — в любом случае, родитель не менее, чем педагог, может и даже должен интересоваться у ребенка деталями всех затруднений. Дети могут стесняться сказать это в школе, в классе, могут, как и родители, просто не знать, что кроме работы в классе можно обратиться за консультацией — вот тут родитель может подключиться, взять вопрос с дополнительными занятиями, консультациями в свои руки и вместе с ребенком и педагогом прояснить картину затруднений и выйти на их решение путем консультации.



Количество консультаций тоже не безгранично в расчете на одного педагога, но в чем я уверена, так это в том, что мало есть учителей, которые не приветствовали бы обращение ребенка за консультацией, не приветствовали бы активное участие в этом родителей, и не постарались бы найти максимум времени на консультации.



 



Продолжение следует.