Всякая история успеха — это история личности, особой, неординарной и одаренной. Мы все привыкли соединять слова «успех» и «предпринимательство» в единое целое. Но что такое «предприниматель». Это человек, который предпринимает некое действие, осуществляет некую деятельность, которая меняет социальную среду вокруг, улучшает экономическую и политическую атмосферу, улучшает качество жизни людей. На мой взгляд, Айвар Бачкур из Дагды — типичный пример социального предпринимателя, потому что его деятельность является важным фактором развития и города, и края. Уверен, что особо представлять этого молодого человека жителям Дагдского края не нужно. Он и так всем хорошо известен. Однако, учитывая тот факт, что читатели нашей газеты проживают как минимум в трех краях, это нужно сделать обязательно. Итак...
Айвар Бачкур, 22 года, председатель правления молодежного общества «Дагне», организатор мероприятий в Культурном центре Дагдского края, волонтер в Центре молодежных инициатив. Мы знакомы достаточно давно. В последние несколько лет редкое мероприятие в крае обходится без его непосредственного участия. Впрочем, будучи школьником, он уже успел сделать многое в качестве волонтера...
Добрый день, Айвар! Спасибо, что нашел время для беседы. Всякая история успеха начинается с рождения. Расскажи немного о себе, где родился, кто родители?
Родился в Краславском роддоме, но всю свою жизнь прожил в Дагде. Мама у меня продавец, отец — разнорабочий. Когда начал работать в области культуры и молодежной политики, стал думать, откуда у меня такая тяга к публичности и творчеству. Вот тогда и выяснил, что мои бабушка и дедушка познакомились, когда вели одну и ту же вечеринку, оба играли на аккордеонах. Случилось это важное событие в Гродненской области Беларуси. Наверное, именно оттуда у меня эти способности и приверженность к общественной работе и культурной деятельности. Учился я в Дагдской средней школе с первого до двенадцатого класса.
Как ты принял решение, что делать после школы?
Очень легко и просто. Выбрал ближайший к дому университет — Академию технологий в Резекне, а программу выбирал с таким «прицелом», чтобы полученная профессия позволяла найти соответствующую работу. Выбрал специальность учителя начальной школы и учителя математики основной школы. Два дня назад защитил диплом. Так что для меня было очень важно, что место учебы находится недалеко от дома. Когда я только поступил, поселился в общежитии. Поначалу думал, что дальше я буду жить, учиться и заниматься общественной деятельностью в Резекне. Но уже через три недели я понял — общежитие — это не моё! К тому же город был мне совсем чужим и незнакомым. Тогда я принял решение: найти работу в Дагде, а учебу продолжить в режиме свободного посещения. Работа нашлась — руководитель Дома собраний в Эзерниеках, с университетом также удалось решить все вопросы. Спустя два года стал работать организатором культурных мероприятий, главное, что работа эта позволяла мне работать, учиться и уделять время своему призванию – волонтерской работе.
Пост руководителя культурной жизни Эзерниекской волости — серьезный. Там ведь и традиции очень крепкие, да и самодеятельность всегда была на высоте. Было трудно начинать?
Трудно. Поначалу моё назначение восприняли весьма скептически. Причем, как младшее поколение, так и люди старшего возраста. Но потом... Моя неопытность в результате стала источником новых идей, новых направлений. Это стало вызовом не только для меня, но и для жителей волости. Мы старались все вместе, несмотря на все трудности, на сокращение населения... Создавали новые коллективы, пытались вместе найти новый подход к людям, чтобы преодолеть пассивность и нежелание принимать участие в культурной деятельности. У нас долгое время не было танцевального коллектива. Я предложил создать такой коллектив. Вы не представляете, какими глазами на меня смотрели. Не верил никто, что это возможно. Танцевальный коллектив — это как минимум 8 пар, 16 человек... Но получилось ведь. Уже полтора года коллектив среднего возраста «Букмуйжа» работает, отдельное спасибо Наталие Спрукте и семье «Букмуйжа». Пандемия нарушила наши планы, конечно, но две недели назад мы снова начали репетировать. И нас уже не 16, а 18 человек! Людей мы набрали достаточно быстро. Это не только жители Эзерниекской волости, из Дагды также ребята принимают участие в работе коллектива. Мы все успели за это время подружиться, сплотиться, танцоры наши показывают хорошие результаты и я уверен, что скоро мы сможем всех порадовать на большой арене Праздника песни и танца! Я сам танцую в этом коллективе, и считаю, что с помощью танца мы познаем культуру.
Что еще удалось сделать в Эзерниеках за это время?
Мы открыли студию молодых вокалистов — детская поп-группа «Nebēdņi». Так уж получилось, что в волости культурный центр работал с людьми разных поколений, но не с детьми. Теперь этот пробел ликвидирован. В планах создание еще нескольких детских коллективов — вокального и танцевального. Конечно, 8 пар для детского танцевального коллектива мы, скорее всего не наберем, но на 4-6 пар я очень надеюсь.
Золотой век самодеятельности остался в прошлом. Сегодня привлечь к работе в творческих коллективах людей очень сложно. Почему тебе удалось преодолеть эту пассивность? Почему тебе поверили?
Сложно ответить на эти вопросы. Но мне кажется, что люди сами успели соскучиться по живому общению, соскучились по месту, где они могут быть вместе. А Дом культуры, как бы он не назывался, в сельской местности всегда играл роль «объединителя» людей. В Эзерниеках культурное учреждение так и вовсе называется «Домом собраний» - место, где собираются люди с одинаковыми интересами. Взять наш танцевальный коллектив. Туда пришли очень разные люди, многие были не знакомы ни с кем из коллег. За время постановки первых трех танцев — за три месяца — мы успели стать крепкой семьей. Теперь уже мы не представляем себе жизни друг без друга. Вы себе даже не представляете, как сложно нам дался этот карантин без репетиций.
Кроме работы в Эзерниеках, у тебя есть работа в Дагде?
В Дагде у меня волонтерская работа. С 2009 года я работаю волонтером в молодежном центре Дагды. С 27 мая 2019 года я здесь руковожу работой молодежного общества «Дагне». Зарплату здесь я не получаю, только моральное удовлетворение. Общество «Дагне» это 20 энергичных и инициативных ребят, которые готовы работать на пользу своему родному краю.
Очевидно, эта работа занимает много времени?
Конечно, это занимает очень много времени.
Тогда расскажи, пожалуйста, почему ты этому посвящаешь так много времени, если это не приносит никакого дохода, кроме морального удовольствия? Современные молодые люди не очень-то любят работать исключительно за идею...
Волонтером я начал работать 11 лет назад. Это моё увлечение, моё хобби, если хотите. В 2009 году меня никто не заставлял что-то делать бесплатно. Мне эта работа была интересна, а сейчас я могу с уверенностью сказать, что волонтерская работа дала важный опыт, который очень помог и помогает сейчас делать мою жизнь интересной, насыщенной, такой, о которой я всегда мечтал... Волонтёрство — это состояние души, её называть работой не совсем правильно, хоть по сути это и есть работа... Я продолжаю заниматься молодежной работой, чтобы показать другим молодым людям: желание заработать больше — это алчность, которая в конце концов может сыграть с человеком очень злую шутку, тяга к большим деньгам в конечном итоге разрушает душу. Когда ты приносишь пользу другим, испытываешь ни с чем несравнимое удовольствие! А заработать на хлеб с маслом можно всегда.
Работа в молодежном обществе, очевидно, связана с постоянной реализацией разных проектов, потому что ни одно самоуправление не станет поддерживать общество, которое не способно привлечь средства для обеспечения своей работы...
Разумеется, мы должны писать проекты, если хотим что-то сделать. Мы начали писать проекты и подавать заявки, а также присоединились к нескольким крупным международным проектам ERASMUS+, EVS, OAK fondation, NED, LKP, LKKF. Участие в этих проектах поможет решить нам целый ряд серьезных проблем. Пока рано говорить и о содержании проектов, и о планируемых результатах. Сначала нужно дождаться решений о присуждении финансирования. Не хочется сглазить. Скажу только одно: мы на пороге очень серьезных и масштабных дел. Нам хочется объединить усилия молодежи Дагдского и Краславского краев. Есть наработанный опыт в области неформального образования, есть много творческих коллективов, работающих на очень высоком уровне. Хочется объединить увлеченных молодых людей, потому что вместе мы сможем сделать гораздо больше, чем по одиночке.
Айвар, расскажи, каким ты себя представляешь лет через двадцать? Ты ведь, наверное, мечтаешь, планируешь, думаешь о будущем?
Со своими первыми серьезными целями я определился, когда мне исполнилось 16 лет. Я хотел, чтобы моя работа позволяла мне ходить в пиджаках и костюмах. Я представлял себе, что я выхожу с работы домой в костюме и с портфелем, набитым документами. Этой цели я достиг, но сразу появилась следующая — семья. Я надеюсь, что обзавестись семьей мне удастся в ближайшие пять лет. Должна быть семья, должны быть дети, наследники, чтобы всё то, что я делаю сейчас не было бы напрасным и бессмысленным. А что будет через 20 лет — это очень сложно пока представить. Я надеюсь, что через 20 лет я буду семейным человеком, который занят политикой.
Очень интересно. Как по-твоему, какими качествами должен обладать политик, чтобы быть успешным?
Конечно, в первую очередь это лидерские качества и критическое мышление.
А как избирателю поступать во время выборов? Политика — это ведь такая особая область общественной жизни. В политику идут и герои, и проходимцы.
Как отличить одних от других? В списках любой партии можно найти одного или двух человек, которые реально что-то делают для своей страны. Программы у всех написаны очень правильно, привлекательно, целесообразно. Я считаю, что не стоит слушать, что политики обещают, о чем они говорят. Стоит присмотреться к тому, что они делают. Только конкретные дела конкретного человека говорят о нем, как о личности. Беда в том, что большинство избирателей доверяют словам, сказанным во время предвыборной компании, совершенно не интересуясь делами. А потом удивляемся тем переменам, которые происходят с некоторыми депутатами саэйма или местного самоуправления. Начинаются интриги, противостояние, конфликты интересов. А те, кто пришел во власть с искренним желанием служить своей стране, просто выгорают внутри... Как было со мной, например. Я пришел в общество «Дагне» с целым ворохом планов и надежд. Начал работать с большим энтузиазмом. А потом... Отказ по одной проектной заявке, отказ по другой, по третьей. И это все сильно охладило мой пыл. А что помогло продолжать работу? Я просто внимательно посмотрел на тех, кто рядом, на ребят, которые работают в обществе... На их горящие глаза и их желание делать что-то полезное. И я понял, что нужно продолжать, несмотря ни на что. А политики... Не знаю, для меня пока это сложная область...
Быть политиком — это непросто. Но если ты действительно захочешь что-то изменить в жизни страны, рано или поздно ты займешься политикой. Как это говорится: «Если ты не хочешь заниматься политикой, то политика займется тобой». Расскажи, какой бы ты хотел видеть свою страну в будущем?
Я всегда говорю своим ребятам: никогда не жалуйтесь на свою страну. История Латвии, сложная, неоднозначная, часто трагическая. Но независимой страна была с 1918 по 1940 годы, а потом был полувековой перерыв, восстановить независимость удалось только в 1991 году. Настолько большим был опыт самостоятельности? Государственный опыт? Нетрудно подсчитать, что на сегодняшний день это только 51 год. Причем с огромным перерывом... В Европе есть государства с опытом тысячелетним. По сути наша страна в начале своего пути. Политическая культура еще только формируется. На этом этапе, конечно, мы пережили и еще переживем множество ошибок, неверных решений. Так должно быть. Главное — это наконец понять, что государство — это мы все, а не кто-то особенный, посторонний. Хочется видеть нашу страну в будущем успешной в экономическом смысле, страной с высоким уровнем образования, страной профессионалов. Я хочу, чтобы из нашей страны не уезжали бы люди. В рамках разных проектов за последний год я побывал в 15 странах. И лишний раз убедился в том, что дома лучше всего. Нельзя сказать, что уезжающие из Латвии поступают плохо. Пословица «где родился, там и сгодился» давно устарела, за окном 21 век, век глобализации.
Это хорошо или плохо?
С одной стороны, это хорошо: свобода выбора, свобода перемещения. С другой стороны, плохо, что свой свободный выбор люди делают не в пользу Латвии. А я хотел бы, чтобы жизнь здесь была такой, чтобы всем хотелось остаться в своей стране.
Сейчас ты занят постоянно, твой рабочий день начинается ранним утром и заканчивается поздно вечером. Но бывает и у тебя свободное время. Чем ты любишь занять себя в редкие моменты полной свободы от работы?
Есть у меня и свободное время, конечно. Есть и любимые занятия. Сейчас я делаю ремонт в своей квартире. Делаю самостоятельно, поэтому процесс этот долгий. А еще.... Я закончил художественную школу, и теперь я иногда снова пишу. Это бывает очень редко, но после достаточно большого перерыва я снова взял в руки кисть. Свои работы я пока нигде не выставлял, но кто знает, что будет дальше. Среди великих художников мне ближе всего Эдвард Мунк, создатель экспрессионизма. Его картина «Крик» вдохновляет меня на жизнь... Живопись даёт мне возможность выражать свои эмоции, которые накапливаются внутри, которые далеко не всегда можно проявить на людях... Для выражения хороших эмоций подходит импрессионизм, для плохих — экспрессионизм.
При такой занятости тебе удается нормально питаться, например?
Завтрак у меня очень простой — это чашка кофе. Я достаточно неправильно питаюсь теперь, знаю, что это очень плохо. Пока у меня есть время нормально покушать только один раз в день — вечером. По-другому пока не получается. Все время занят, много работаю... Это такое дедовское воспитание. В детстве приходил к деду, у которого было заведено так: пока все запланированное не сделаешь, спать не ляжешь. Бывало так, что говорил ему: «Дед, мы уже все сегодня сделали, больше делать нечего!» От тогда отвечал: «Делать нечего? Пойдем!» И мы шли, и находили, что еще недоделано... Вот такой ритм жизни, заложенный в детстве, остался. Но это лучше, чем в будущем жалеть об упущенных возможностях. Сейчас я снова на распутье, нужно решать где продолжать образование. Выбрать ли новую программу и поступить на бакалавра, поступить ли в магистратуру... Рассматриваю две возможности: изучать юриспруденцию или экономику. Важно и то, и другое. Эти знания и умения пригодятся для возможной будущей предпринимательской деятельности.
Университет еще не выбирал?
Выбрал. Даугавпилсский университет. В Резекне я уже учился, интересно узнать другой большой город. К тому же, в Даугавпилсе у меня много знакомых по совместной молодежной работе. Есть в планах несколько новых совместных с Даугавпилсом проектов. Да и географически — это самое удобное направление для меня.
О ближайших мероприятиях в обществе «Дагне» можешь что-то сказать?
У нас запланирован целый цикл мероприятий, на следующей неделе уже начинаем. Это будет такой основательный тимбилдинг, работа на сплочение нашей команды, выявлении сильных сторон каждого. Я не могу сказать, что пока работа идет без проблем. Разные мнения, разные видения... Приходится спорить, доказывать. Не всегда удается что-то доказать, достучаться, не всегда удается кого-то чему-то научить. Очень важно грамотно распределить обязанности в команде. Кто-то лучше работает над оформлением документов, кто-то лучше пишет сценарии, кто-то лучше занимается администрированием, организацией, написанием проектных заявок, кто-то может вести бухгалтерию, а кто-то лучше проводит мероприятия, выступает на сцене. Привлекли к работе специалистов в самых разных областях. Главная цель нашей работы на этом этапе — создание единой команды, это увеличит во много раз эффективность нашей работы. Будем из шестеренок складывать часы. Я на это очень надеюсь.
Спасибо за беседу и удачи во всех полезных делах!
Беседа закончилась, я выключил диктофон. Но разговор не прерывался... Когда я готов был уезжать, Айвар с радостью сообщил, что сегодня молодежное общество «Дагне» будет убирать в церкви. Он вообще обо всех делах сообщает с радостью. Смотришь на Айвара и завидуешь его оптимизму, позитиву, его темпераменту. Его путь не прост и не лишен трудностей. Как там сказал Кастанеда? Самое страшное – это не «снова не получается». Самое страшное – это «я больше не хочу пробовать». Но я уверен, что последнее Айвару Бачкуру не грозит. Он продолжает «предпринимать», а его история успеха еще только начинается. Удачи!
Андрей ЯКУБОBСКИЙ.
Проект финансируется Фондом поддержки СМИ из государственного бюджета Латвии. За содержание статей в проекте «Приграничье: истории успеха» ответственность несут их авторы. #SIF_MAF2020