Папа Франциск объявил 2015 год годом посвященной Богу жизни. Больше об этом читатели «Эзерземе» могут узнать из рассказа сестры конгрегации помощников душ в чистилище Нины Скагале Зачесте. Сестру Нину можем сейчас считать краславчанкой (у нее здесь квартира), которая работает в Риге.
— У сестры Нины принятое имя или такое же было и в мирской жизни?
— После II Ватиканского собора имя сестры конгрегации остается таким же, какое было дано при крещении, чтобы осознать большое значение Таинства крещения в жизни человека.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути до посвященной Богу жизни.
— Мой путь к Богу был нелегок. Мой отец — военнослужащий, поэтому наша семья переезжала из одного места в другое. Детство я провела в России. Когда мне был 21 год, вернулись на родину родителей в Латвию. Сложным был путь духовных поисков. Я воспитывалась в духе неверия. Сначала мы попали в секту. Благодаря негативному опыту моей матери, можно сказать, что Иисус Христос спас нас от дальнейших заблуждений. Мы все вернулись в Католическую Церковь. Я втайне от родителей была крещена в детстве. Мать папы, моя бабушка, крестила меня в небольшом Салнавском костеле, когда мне было три года.
Когда начала посещать костел, хотелось узнать о Боге больше. Благодаря движению «Неокатехуменальный путь», начала понимать, что такое церковь, община, Слово Божье, Евхаристия. В то время чувствовала призвание быть ближе к Богу, но не могла себе представить, что стану лицом, посвятившим жизнь Господу. Я даже точно не знала, что такие существуют. Тосковала по большей близости с Богом, по жизни, которую хотела отдать Господу полностью. Такая возможность появилась у меня вдруг, неожиданно.
В моей жизни многое происходило парадоксально. У меня есть младшая сестра. У нее всегда был строгий характер, серьезная, ни в кого никогда не влюблялась. Я удивлялась — как можно не влюбиться? Я, сколько себя помню, всегда была в кого-то влюблена. Мечтала, что у меня будет много, много детей. Сестра училась только на хорошие и отличные оценки, была умной, серьезной. Думали, что, может, она станет той, кто уйдет в монастырь, а я стану многодетной мамой. Однажды я сама неожиданно высказала мнение, что все будет наоборот. Даже испугалась того, что сказала, а теперь понимаю, что это было пророчеством. Так и случилось. У моей сестры сейчас 11 детей (смеется), а я ушла в монастырь еще до ее замужества.
Далее события развивались следующим образом. Сестра Маргарита из Конгрегации помощниц душам в чистилище пригласила меня съездить в Польшу, на торжество по поводу вечных обетов. С благословения родителей я поехала на этот праздник. Сама себе и другим утверждала, что только посмотреть. Но внутренний голос говорил, что я там останусь. Взяла с собой самое необходимое для жизни, свою большую книгу Священных Писаний. И правда, после праздника я осталась в Польше у сестер в монастыре. Это было в 1993 или 1994 году, сразу после того, как окончила учебу на архитектора.
— В вашей конгрегации тоже есть подготовительный этап?
— Да. Один год в постулате, потом два года в новициате, затем четыре в юмирате. Святые обеты сначала дают на один год, потом — вечные обеты.
— Где были Ваши места служения?
— Сейчас в Риге. До этого были в Даугавпилсе, Польше, немного также в Краславе.
— Какая связь у Вас с Краславой?
— Краслава — это колыбель нашей конгрегации в Латвии. В Краславе была первая община, место служения многих сестер. Краслава очень близка моему сердцу. Если бы была работа, с удовольствием осталась бы здесь. Пропитание мы зарабатываем трудом. В Краславе не было возможностей работать, только поэтому уехала в Ригу. Может, еще вернемся сюда.
— Сестры конгрегации живут в общине?
— Живем общиной, но в скрытом виде — в квартирах, как обычные люди. Никто не знает, что мы посвященные Богу лица. Мы действуем по образцу Святого семейства из Назарета. Никто не знал, что Иисус — сын Бога, думали, что сын Иосифа, а Мария — простая женщина, мать Иисуса, а не избранная Богом Дева. И мы живем простой жизнью — обычной, скрытной жизнью.
— Каковы главные задачи вашей общины?
— Все, что делаем — работаем, молимся, страдаем, радуемся, грустим — мы жертвуем за души в чистилище. Они самые нищие среди всех людей. Здесь, на земле, каждый бедняк, каждый бомж может попросить себе денег или что-то другое, и получить это. А души в чистилище полностью зависят от наших молитв. Они не могут выпросить для себя освобождение от страданий.
— А нам они могут помочь?
— Мы знаем, что есть содружество святых, три церкви: торжествующая церковь на небесах, где находятся все святые вместе с Иисусом, видят Бога лицом к лицу; странствующая церковь — мы, все паломники на Небесную Родину; и очищающая, страдающая церковь — души в чистилище. Святые на небесах молятся за нас. И души в чистилище могут помочь нам. Мы зависимы друг от друга. В конце мы будем единой Церковью — Мистическим Телом Иисуса Христа, где мы станем его членами. Очень важно помнить об этом, особенно сейчас, когда так много расколов, люди не могут принять друг друга. Необходимо помнить, что все мы — Божьи дети, что нужно стремиться к единству, зависимости от обоюдной любви.
— Вы сказали, что хлеб насущный должны зарабатывать трудом. Чем Вы занимаетесь?
— Работаю с детьми в воскресной школе у церковного прихода св. Алберта. Это добровольная работа. А труд для хлеба у меня — иконография: сама пишу иконы и преподаю теорию на курсах для всех, кто хочет научиться писать иконы. Это тоже происходит в помещениях курсов «Alfa» прихода св. Алберта. Занятия — два раза в неделю — по средам и субботам.
— Чем особенен провозглашенный год посвященной Богу жизни в практической жизни вашей конгрегации?
— Это очень важный для нас год. Он заново напоминает общее призвание к святости. Как сказал папа, дух посвященной Богу персоны — Евангелий, пророчество и надежда для мира. Евангелие в своей жизни мы стараемся выполнить буквально — следовать за Иисусом, избиваемым на Кресте Ягненком, куда только Он пойдет. Пророчество — мы являемся знаком для людей, что наша главная цель — Небесное Царство, где наш ждет наш любящий Жених Иисус. Надежда на мир — мы можем выжить в любовных отношениях с Богом и другими людьми, которые дают надежду и радость миру.
— Что Вы пожелаете нам — мирянам, особенно молодежи?
— Святое дело — молиться, чтобы было больше призваний к посвященной Богу жизни. Это зависит от семей. Если будут хорошие, верующие семьи, то будут хорошие святые призвания. Поэтому нужно молиться также за семьи, особенно здесь, в Латвии.
Хочу подбодрить молодежь, которая ищет свой путь, пожелать им смелости, чтобы они отозвались на призвание Бога — будет ли это призвание жить в семье, или монашеской жизнью, пусть смело отвечают. Очень много сегодня холодных, нерешительных молодых людей, которые остаются холостяками и старыми девами, не реализуют свое призвание, доходят до депрессии, впадают в различные зависимости, не являются счастливыми людьми. Как тяжело не было бы, если будешь следовать за голосом Божьим, найдешь счастье, радость в своей жизни, будешь расти в любви. Счастливым человек может быть только тогда, когда у него настоящие, близкие отношения с Иисусом.
— Спасибо Вам за беседу. Пусть будет благословлено Ваше служение. Пусть Богоматерь стоит рядом с Вами! Пусть Иисус присылает свой Дух!
Геновефа КАЛВИША
Читай “Эзерземе” также в электронной версии! Больше информации здесь!
В редакции “Эзерземе” (ул. Лачплеша, 20, Краслава) газету можно приобрести всего за 36 центов!