В преддверии тройного юбилея Краславского католического прихода

Краслава – стартовая площадка для молод
За 340 лет своего существования Краславский католический приход не раз становился отличной стартовой площадкой для нескольких десятков молодых священнослужителей. Автору данной статьи известны фамилии более трех десятков священников, для которых еще со времен лазаристов Католический приход Святого Людовика в Краславе был первым местом работы и которые затем становились не только отличными духовными наставниками, но и признанными общественными деятелями. ых священников

Одним из первых таких священников, после уже упоминаемого слуги Божьего Я. Я. Яловецкого, первым и единственным местом работы которого был Краславский приход, был Язеп Шими(о)нович, который сразу после посвящения в священники, с 1864 по 1873 год, был помощником Яловецкого.



В конце своей жизни, с 1891 по 1897 годы, он вновь служил в нашем приходе настоятелем, а также деканом Нижнедаугавпилсского деканата. Умер в Краславе, похоронен на городском кладбище. В конце 19-го века, сразу после посвящения, к исполнению обязанностей викариев Краславского прихода заступили Язеп Гервинскис (1870-1881), Людвиг Шимкевич (1881-1892, похоронен на Краславском кладбище), Симанис Тукиш (1892-1897).



Стартовой площадкой Краслава стала и для такой монументальной фигуры, как Никодем Ранцан, который в 1897-1898х годах был здесь викарием и капелланом школы. Позднее известный альтруист (человек, известный самоотверженной заботой о ближних) стал основателем множества школ и обществ, автором и переводчиком книг светского и духовного содержания. По свидетельству В. Лациса, Н. Ранцан написал 40 различных книг, однако издать успел лишь половину из них.



После первого места работы Н. Ранцан получил, обучаясь во Франции, академическую степень магистра. Последовала плодотворная деятельность в сане декана в Резекне, он был настоятелем Прейльского прихода, профессором духовной семинарии и директором гимназии в Аглоне, директором Государственного учительского института в Резекне. Будучи Резекненским деканом, вместе с единомышленниками добился того, что Латгалия объединилась с остальной Латвией и был восстановлен Рижский епископат.



Н. Ранцан стал одним из людей, пробудивших национальное самосознание латальцев и содействовавших возвращению Латгалии в единую семью – Латвию.  Священник К. Кангарс, некоторое время работавший вместе с этой выдающейся личностью, говорил: «В числе общественных деятелей нашего народа нет никого, кто смог бы превзойти Никодема Ранцана».



Монсеньор и советник архидиоцеза за деятельность во благо родины в 1927 году был награжден Орденом Трех Звезд. После восстановления независимости Латвии именем Н. Ранцана названа одна из улиц Краславы.



Вскоре после принятия таинства священнослужителя викарием Краславского прихода и капелланом школы становится Петерис Стродс (1917-1918) – будущий епископ Латвии, ученый, профессор, «духовный аристократ».



В 1924-м году П. Стродс получает степень лиценциата философии в Инсбруке, в 1926-м – степень доктора философии в Венском университете. По возвращении в Латвию Петерис Стродс становится учителем Аглонской гимназии и товарищем директора народных школ Министерства образования, позднее – профессором факультета католической теологии Латвийского Университета и членом совета этого вуза, а с 1940-го по 1943-й являлся деканом факультета католической теологии.



Под руководством П. Стродса в Риге восстановила свою деятельность Духовная семинария митрополии. После войны доктор снова преподавал философию в столичной духовной семинарии.



25 июля 1947 года архиепископ А. Спрингович в кафедральном соборе Св. Иакова посвятил П. Стродса в епископы. После смерти митрополита А. Спринговича он один руководил Латвийской Католической Церковью. Действую дипломатично, епископ плодотворно руководил жизнью Церкви в оды правления Сталина. В народе его почитали, поскольку епископ бы простым, скромным человеком.



П. Стродс серьезно занимался сбором и исследованием латгальского диалекта. Его работы по орфографии латгальского языка и истории латгальской письменности не утратили своей актуальности и по сей день.



В начале своей деятельности в духовном сане, на протяжении двух лет (19211923) капелланом Краславской школы работал Бронислав Валпитрс. Во всей Латгалии он известен как самоотверженный отец конгрегации  марианов, один из самых деятельных миссионеров, профессор семинарии и духовный наставник, которого из-за его твердых религиозных убеждений арестовали в 1948-м году и на 25 лет выслали в Сибирь.



Первым местом службы Краславский приход стал для Алфонса Вайвода (1925-1930), который позже на протяжении 20 лет служил настоятелем Дагдского прихода и деканом; для депутата Первого Сейма Латвии Станислава Ивбулиса (1938-1939); для послевоенного иезуита Людвига Орницана (1939-1940), для нынешнего Гривского декана Арнольда Олехно (1966-1967); для Андрея Аглониетиса (1978-1979), который сейчас служит настоятелем Вишкского прихода; для нынешнего настоятеля Пиениньского прихода Айгара Бернана (2001-2002), Юриса Заранса (2002-2003), который после учебы в Италии получил степень доктора в области канонических знаний.



Мы можем быть благодарны Всевышнему за то, что Он во все времена призывал молодых людей из Краславского прихода, чтобы они услышали полное любви призвание «Иди и следуй за Мной!». Первые из известных слуг Божьих — выходцев из Краславского прихода – это выпускники Петербургской духовной семинарии и духовной академии Изидор Ливчан (ординирован 26 апреля 1914 года) и Болеслав Лавринович (30 марта 1917 года). В 20-е годы прошлого столетия в священнослужители были посвящены следующие краславчане: будущий прелат Константин Будкевич, Винцент Юшко, Янис Ковалевскис, Язеп Лукьянскис, Язеп Зелбо, Язеп Калниш.



Больше всего молодых людей из Краславского прихода отозвались на призыв служить на ниве Божьей в 30-е годы. Успешно окончив обучение на теологическом факультете ЛУ, 22 марта 1931 года священником стал Язеп Бутурович. «Чем я отплачу Господу за все, что Он дал мне?» Эти слова из 115-го Псалма на образике в честь своей первой Святой Мессы написал Язеп Размусс   (орд. 21.04.1931). В 1947 году этот истинный слуга Божий был арестован и отправлен в ссылку, где находился до 1956-го года.



Альфонс Мисюн (орд. 25.05.1933) на образе в честь своей первой Святой Мессы написал слова из 42-го Псалма «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!». В 1948 -1951-х годах он был настоятелем и деканом Краславского прихода.



В многодетной семье Крумпанов, проживавшей в Адамовской усадьбе, росли три дочери и девять сыновей, трое из которых стали священниками: Иосиф (орд. 6.08.1930), Людвиг (орд. 27.09.1943) и Микелис (орд. 21.12.1944). 3 апреля 1938 священнослужителями ординированы Язеп Гришан и Станислав Трояновскис, позднее ставший управляющим оратории Рижской духовной семинарии, а в 1945м году арестованный и умерший вскоре после этого в столичной тюрьме.



Последователем апостолов Господь избрал также Павила Одиньша из Краславского прихода – теперь он является настоятелем Дагдского прихода и деканом. «Sveicynots, Krysts, cereiba vīneigo!» -- эти слова в качестве своего девиза избрал Андрис Солим (орд. 2 июня 1991 года), нынешний настоятель Лиелвардского прихода. «Господь, сделай меня Своим орудием мира!» С такой просьбой к Всевышнему в начале своего служения обратился краславчанин Роланд Лешекс Шакалс (орд. 20 мая 1993 года), теперешний настоятель Медумского прихода.



Все эти слуги Божьи, выходцы из нашего прихода, вызывают чувство глубокого уважения и гордости – за то, что успешно продолжали и некоторые продолжают начатую Христом деятельность Учителя, Священника и Пастыря, содействуя расцвету Церкви – Мистической Плоти Господней – и возвращению людей к Богу.



Геновефа КАЛВИША



 Окончание следует.