Октябрь — месяц Розария Священнослужители всегда слыли особо любимыми сыновьями Пресвятой Девы Марии.
В первую очередь те, которые особым способом посвятили себя Богородице, например, члены Конгрегации священников марианов. В преддверии месяца Розария наша беседа с одним из них — ксендзом Извалтского и Боровского приходов отцом Альбертом Цимановским.
— Что для Вас, отца марианов, означает месяц Розария?
— Месяц Розария — это пора, когда мы все вместе читаем чудесную молитву — Розарий, являющуюся чем-то вроде резюме Евангелия. Чем больше людей молятся, тем ценнее молитва, тем благозвучнее она для Господа, Богоматери, нас самих. Особенно ярко это ощущалось в дни моего пребывания в Меджугорье. Неописуемое ощу-щение, когда молится множество паломников, причем каждый на своем языке. Обычно там собираются люди многих нацио-нальностей — американцы, китайцы, поляки, венгры… Их языки сильно отличаются, тем не менее, общее звучание молитвы неповторимо.
Молиться Розарий, по сути, можно везде и всегда. Конечно же, и в одиночку: скажем, в дальней дороге — когда едешь или идешь. Пожилые люди часто спрашивают меня: что делать, если ночью не спится? “Молитесь Розарий!” — обычно советую им. Нет ничего плохого в том, что делаете это лежа, лишь бы от сердца. В такие минуты можно поразмыслить над всем, что тревожит и где требуется Божья помощь.
Людям свойственно что-то просить: дайте мне то, дайте это. Вместе с тем мы крайне редко благодарим Господа за оказанную милость. Лично я привык каждую десятину молиться в какой-либо интенции. Последнее таинство обычно посвящаю как благодарность за то, что мне дано. Один раз молюсь за конкретного человека или потребность, другой — за незнакомых людей, события, нуждающихся на тот момент в первоочередном участии Господа и Богородицы.
— Не один раз Богоматерь выходила навстречу своим детям и своим сверхъестественным присутствием придавала святость множеству мест на земле. Насколько известно, такие святыни близки и Вам…
— Еще ребенком с матерью и отцом каждый год ездил в Аглону. Богоматерь присутствует везде, но в таких местах, как Аглона, ощущаешь это с особой силой.
Со времен учебы в духовной семинарии очень близким для меня стало Шилувское святилище. Будучи студентом, готовясь к священству, подружился с литовскими юношами, которые не только молились Розарий, но и занимались запрещенными тогда вещами: писали и распространяли хронику Литовской католической церкви, а также информацию о правонарушениях против веры. От них я узнал и о шилувском откровении Богоматери. Дева Мария явилась простому человеку, пастуху, стоящей на огромном валуне. Тот даже привел на это место священника калвинистов: мол, пусть посмотрит на Богоматерь, которой, по его словам, вовсе нет.
Позже на этом месте возвели прекрасный храм. А капелла возвышается на 35-метровую высоту как раз там, где явилась Дева Мария. На “Богородицком камне” стоит алтарь. В каждое свое посещение святую Мессу здесь служу и я. Уже на следующий день после того, как меня возвели в сан священнослужителя, я приехал в Шилуву, и тихонько отслужил свою первую Мессу. Примиция в родном рижском костеле св. Марии-Магдалины была уже потом.
С тех пор каждый год езжу в Шилуву, обычно — в рабочий день перед великим праздником, отмечаемым с 8 по 15 сентября. Каждый из дней посвящается отдельной теме: армии, полиции, медикам, служителям церкви, семьям, детям, молодежи, одиноким, больным, защите жизни.
Нынче торжества в Шилуве прошли с особым размахом: отмечалось 400-летие явления Девы Марии. В это прекрасное святое место я поехал вместе с небольшой группой краславчан.
В прошлом году мне посчастливилось впервые посетить Фатиму, где провел пять дней. В 2007 году исполнилось 90 лет с тех пор, как в небольшом португальском поселке Дева Мария через трех пастушков озвучила свое послание миру. Это путешествие стало для меня настоящим душевным зарядом. Каждый человек рано или поздно испытывает упадок физических сил, энергии. Стоит восстановиться духовно, и усталости как ни бывало, начинаешь снова ощущать радость бытия.
— Вы готовитесь к поездке в Меджугорье четвертый раз…
— Церковь официально еще не признала сверхъестественность меджугорских событий и аутентичность (подлинность) посланий Богоматери, но одно знаю точно: в Меджугорье едет великое множество паломников, и все они нуждаются в духовной опеке. Требуются священники, которые служат св. Мессу, принимают исповедь, к тому же на разных языках. Лично я могу это делать на латышском, польском, русском, потому без работы не сижу. В Меджугорье направляется немало жителей Латвии, и все они в неблизком пути нуждаются в духовной поддержке, чем и занимается священник. Сам я в этих краях чувствую себя великолепно. Как сказал апостол, “Хорошо нам здесь быть!” (Лк, 9,33).
Впервые я посетил эту святыню в прошлом веке — в 1998 году. Все вокруг тогда было заминировано, и чтобы не случилась беда, с дороги ни шагу. Вдоль трассы множество пустых домов. Теперь постепенно возрождается жизнь и в горах. Самого же Меджугорья война не затронула, и местное население расценивает это как великую милость Божью и Богоматери.
В Меджугорске о явлениях много не говорят. Главное там — хорошая атмосфера, особая духовная аура. За год сюда приезжает более миллиона паломников. Местные жители радушно принимают каждого. Местность небогатая, да и комфорта маловато, все здесь просто. Главное, есть где умыть-ся, переночевать, остановиться на несколько дней. Основное достояние — добрый настрой.
Есть там так называемый “Оазис покоя”, где люди, страдающие зависимостью, около 80 мужчин и 20 женщин, вырываются из плена наркотиков. Я там был. Они свидетельствуют, что с помощью Господа и Богородицы, через молитвы и труд победили свой недуг. Все ведь очень просто. Они учатся говорить так же, как Мария: “Се, Раба Господня, да будет мне по слову Твоему” (Лк, 1,38).
Также и каждый из нас должен жить по воле Господа, по Его Слову, тогда перестанем делать ошибки. И не придется спорить о правильности или неправильности откровений. Если станем слушаться Бога, все будет в порядке.
— Какое место мы, верующие, на ваш взгляд, должны отводить Деве Марии?
Любое дело, каждый вздох, все свои горести через Нее и по Ее примеру надо посвящать Господу. Мария ведь тоже не все сразу поняла, и об этом я никогда не забываю. А над тем, чего не понимала, Она раздумывала в душе — пока через молитвы, всю Свою жизнь не пришла к этому пониманию. Многое, что нашему уму непостижимо, мы поймем только на небесах. Главное, чтобы связывать свои желания с добром, с Богом. Надо верить, следовать Божьим законам. Бог ни к чему нас не принуждает, в том числе к вере. Мы сами обязаны искать смысл жизни, быть справедливыми, уметь прощать, помогать друг другу. Если Господь на исповеди нас прощает, то и мы должны прощать других, относиться к ним с любовью.
Когда молимся Розарий, можем поразмыслить над многими вещами. Некоторые утверждают, что, молясь, они думают о мирском. Но если тебя мирское угнетает, например, болит нога, то почему бы не прочесть одно из таинств Розария? Молитва помогает решить некоторые проблемы. Это доказано нашими предками. Они постоянно пели духовные песни — и на отдыхе, и на работе. Не выпускали из рук четки, постоянно перебирая бусинки. И дела у них шли неплохо, гораздо лучше, чем сегодня у нас. Все это осуществимо — если есть вера. Аминь (“Да будет так!”).