В этом году исполняется 230 лет со дня завершения строительства Краславского замка. Построенный в 1791 году в стиле барокко, а затем перестроенный по канонам классицизма замок, на протяжении веков является гордостью горожан.
25 января 1729 года бурмистр Латгалии и Динабурга граф Ян Людвиг Брёль Плятер купил Краславу у семьи Чапских за 14000 талеров и переселился из поместья Индрица в Краславу, которая стала главной резиденцией семьи.
Сначала графы Плятеры жили в небольшой усадьбе на правом берегу реки Креславка (ныне Яньупите). Это был бревенчатый сруб с черепичной крышей и дубовыми оконными рамами, в которые стёкла крепились с помощью оловянных рамок. Через реку Креславка был построен мост на высоких опорах. От усадьбы до Даугавы был разбит большой огород. На реке Креславка стояла водяная мельница с одним камнем. Рядом была пивоварня, кирпичный цех и лесопилка с двумя пилами. На левом берегу реки Креславка находилось само местечко, в котором было 47 домов, на крутом берегу стоял деревянный костёл. Рядом, на углу, была корчма, а чуть дальше - рыночная площадь. Графы Плятеры посвящали все свои усилия развитию этого местечка, сделав его важным административным, духовным, экономическим и культурным центром Латгалии. Велись активные строительные работы, были приглашены ремесленники, строители и мастера из Германии, Польши и даже Португалии. Приглашенные из Европы ремесленники открыли здесь ткацкие мастерские по изготовлению бархата, сукна, ситца, ковров. Здесь производились игральные карты, оружие, ювелирные украшения, печные изразцы и керамическая посуда.
Во второй половине XVIII века началось строительство новой резиденции Плятеров. Точной информации нет, однако известно, что строительство замка началось примерно в 1765 году, поэтому можно предположить, что внутренняя роспись с учетом масштабов замка могла быть выполнена в конце 1760-х годов и первой половине 1770-х гг. В письме К. К. Плятеру от 13 мая 1765 г. иезуит Ф. Марковский пишет, что планировалось создать деревянную модель начатого замка. В 1772 году, после присоединения Латгалии к России, объем заказов, вероятно, уменьшился. Жить в замке начали уже с 1770-х годов, упоминается, что именно в замке в 1778 году умер граф Константин Людвиг Плятер. Строительство замка было завершено в 1791 году во времена Августа Гиацинта Плятера.
Пока не известно, кто из семьи Паракко, в которой было несколько архитекторов, работал над проектом строительства замка. Имя Антонио Паракко связано со строительством Краславского костёла. Письмо, подписанное Франсиско Паракко, датируемое 1770 годом, можно найти в переписке графа Казимира Константина Плятера. Имя Доминика Паракко также фигурирует в рукописной аннотации к собранию документов графа.
1767 год был сложным, осенью при строительстве замка произошел несчастный случай - при взрыве камней, один из слуг лишился пальцев на руках, а щебень ранил лицо архитектора.
Внутреннее убранство замка относится к 60-70-м годам XVIII века. Автор настенных росписей Краславского костела - Филиппо Кастальди, по крайней мере, изначально мог быть связан с росписью замка. Ф. Кастальди (1734-1814) родился в регионе Фрозиноне, город Арпино, Италия. В 1760-х годах Ф. Кастальди уехал в Польшу. Его связь с Латгалией и графами Плятерами в конце 60-х годов и в начале 70-х годов XVIII века подтверждают и его работы, и документы. В Варшавском Национальном музее хранится альбом рисунков сангиной, в котором собраны работы художника - «Портреты жителей Латгалии», автопортрет художника и портрет Константина Людвига Плятера.
Интерьерные росписи находятся как на первом, так и на втором этаже здания. К сожалению, предпроектное исследование Краславского замка не обнаружило сведений о существовании настенных росписей. Как выяснилось, в первой половине XIX века фрески были покрыты штукатуркой. Фрески были обнаружены летом 1984 года в результате зондирования стен в помещении замка. Потолочные покрытия с возможной росписью исчезли еще до начала исследовательских работ, потому что уже в 1984 году деревянные перекрытия этажей замка были заменены железобетонными перекрытиями и частично построен мансардный этаж.
В результате зондирования стен более широко раскрылся декор стен первого этажа. Важнейшая часть, ядро ансамбля, - это интерьерные росписи, созданные в 60-70-х годах XVIII века. Вторая по величине группа росписей связана с дополнениями конца XVIII - начала XIX веков. Эти фрески, уже написанные во времена правления А. Х. Плятера, свидетельствуют о том, что традиции иллюзорной живописи продолжаются. Стены в презентационных залах декорированы обширными «оптически иллюзорными» композициями, имитирующими как архитектурный, так и скульптурный декор живописными средствами. Также мастер использовал метод оптической иллюзии, например, иллюзорные двери в нише создают полный эффект реальности.
Роспись иногда сочетается с отделкой стен в других техниках. Настенный декор иногда дополняется орнаментом или фигуральной росписью. Над бывшим камином изображены господин и дама в костюмах середины XVIII века, возможно это портрет владельца замка графа Константина Людвига Плятера и его жены Августы.
Между пилястрами изображены пейзажи. Это великолепные композиции римских достопримечательностей, характерные для своего времени. Виды Рима на стенах замка написаны по гравюрам Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). Живописец не копировал непосредственно пейзажи с гравюр Пиранези, он немного их упрощал, выбирая понравившиеся графу пейзажи - площадь Монте-Кавалло, арку Константина с руинами Колизея на заднем плане и другие.
Доктор искусствоведения, эксперт Управления национального культурного наследия Латвии Рута Каминска отмечает, что «во всем живописном наследии Латвии трудно найти что-то похожее на живописный ансамбль Краславского замка. В Краславском замке работал художник, который, используя приемы искусства барокко, сумел подчеркнуть более свежие, актуальные настроения эпохи. В Латгалии его творчество можно оценить, как образцовое явление».
Краславский замок с трех сторон окружает парк площадью около 22 гектаров, который частично закрыт от территории города высокой каменной стеной. С северной стороны к замку примыкает большой парадный двор с ронделем – круглым газоном перед замком. В начале ХХ века по кругу были посажены туи, которые в 2006 году спилили, они переросли, частично сгнили и полностью закрывали фасад замка. На территории замкового комплекса находятся дом управляющего, садовника, дом для прислуги, конюшня, сараи.
Краславский замок и парк описаны в художественных произведениях, например, в сборнике рассказов Антона Аустриньша «Заброшенные» (1931г.) - в рассказе «Замковый садовник»: «В саду сейчас цветут белые акации… Здесь всевозможные ботанические редкости. Шестнадцать разновидностей елей, еще сосны: есть лапландская сосна, кипарис, не было недостатка и в оливах, японском клёне с розовыми и желтыми листьями и многих других деревьях, названия которых садовник знал только на латинском. Вода поступала из источника на холме, где застрелился помещик, по деревянным трубам, и могла поливать весь сад, как ей заблагорассудится. Приехали профессора из Петербурга и недоумевали, как можно устроить такой сад, там такая вода, как одеколон, ха, ха, - засмеялся садовник. Показал гроты из известняка. В одном из них стоял образ Богородицы, который разбили большевики».
Вокруг замка на склоне древнего берега Даугавы был разбит ландшафтный парк с искусственными замковыми руинами - гротами, со смотровой площадкой и оранжереей. По склону с несколькими полукруглыми террасами вьются пешеходные дорожки, с которых открываются великолепные виды на город и Даугаву.
Дендрологический состав парка был очень многообразен. Более 70 редких видов деревьев и кустарников, таких как сосна веймутова, македонская, лапландская, серебристая ель, ель Олендорфа, красное дерево, красный клён, плющ Вирджиния, другие деревья и кустарники. В оранжерее выращивали виноград, абрикосы, ананасы и другие теплолюбивые растения.
Лестница, ведущая через парк к замку, была построена из расколотых жерновов, собранных Плятерами у местных крестьян. В 1950-х годах эта лестница была разрушена.
Последняя наследница Краславы Мария Стефания Анна Франциска Брёль Плятер родилась в Краславе 12 ноября 1861 года. Она рано потеряла родителей и стала владелицей большого наследства. До совершеннолетия имением Краславы управлял ее опекун граф Евгений, брат Леона Плятера, участника польского восстания 1863 года. В 1884 году Мария вышла замуж за своего дальнего родственника Густава Плятера, чтобы имение не перешло во владение другого фамильного рода. Густав и Мария были последними владельцами имения. После аграрной реформы Латвийской Республики в 20-х годах XX века большая часть владений графа Плятера была национализирована. Им было оставлено лишь 52 гектара земли в фольварке Русакова и недвижимость в центре Краславы. Эту собственность графиня продала перед отъездом в Испанию. Во время посещения Латвии в 1923 году, 19 марта в Риге умер граф Густав. Он был похоронен на кладбище Микеля.
Поскольку у последних владельцев поместья не было потомков, графиня 26 февраля 1933 года завещала родовое имение своему второму мужу Людвигу Тживдару Буржинскому. Мария умерла 12 ноября 1947 года в Мадриде, похоронена на кладбище Альмудена. После смерти графини Л. Тж. Буржинский свое имущество в Краславе и Илукстском уезде завещал испанке Марии де ла Консепсьон Льоренс Фуэнтес-Бустильо, маркизе де Джело. Она несколько раз посещала Краславу с целью получения наследства. Однако это завещание не имело юридической силы, поскольку было завещано уже национализированное Латвийским государством имущество.
После аграрной реформы имения графов Плятеров перешли в собственность Государственного земельного фонда. В 1921 году Министерство просвещения обратилось в Даугавпилсский уезд с просьбой арендовать центр Краславской усадьбы с намерением открыть учебное заведение. В 1922 году помещение было признано пригодным для образовательных нужд. С 1923 по 1930 год в зданиях замкового комплекса работала Краславская Государственная средняя школа, затем гимназия. В соседних корпусах разместились интернат для учеников и квартиры учителей. После Второй мировой войны и до 1972 года в замке размещалась Краславская средняя школа №1. Затем до 1975 года здание использовалось для нужд начальной школы Краславской средней школы № 2.
В ноябре 1982 года начались работы по реконструкции замка - были демонтированы крыша, потолки и внутренняя отделка. После реконструкции в замке планировалось разместить городскую библиотеку и музей. При реконструкции под стропилами крыши замка были обнаружены письма 1812 года, адресованные графам Плятерам. Под одним из внутренних порогов замка были обнаружены фрагменты полихромных печных изразцов XVIII века. В 1991 году на здании замка была установлена новая жестяная крыша. Работы по реконструкции на этом были остановлены.
В 2004 году замковый комплекс перешел в собственность Краславского самоуправления. В конце 2004 года и в начале 2005 года были объявлены два аукциона на продажу замка и территории парка. Интерес был большой, в том числе из-за границы - Франции, России, даже Китая, но на аукционы заявки никто так и не подал, потому что было много условий, связанных с тем, что Краславский замок является памятником культуры и охраняемым государством.
С 2006 года самоуправление Краславы успешно реализовало несколько проектов по консервации Краславского замка и реконструкции зданий замкового комплекса и парка.
У здания, как и у человека, на протяжении его жизни есть свои взлеты и падения. Краславский замок был не только свидетелем величия Плятеров, но и свидетелем различных исторических событий, жизней и судеб людей. Комплекс Краславского замка постепенно возрождается и в будущем вернет своё былое великолепие.
Сотрудники Краславского исторического и художественного музея Байба Милейка, Валдемарс Гекишс, Алла Ломановска
На фото: Последние владельцы Краславы - Мария и Густав Плятеры в апартаментах замка. Фото начала 20 века. Фотография Латгальского культурно-исторического музея