Краславский клуб мамочек 23 марта организовал семинар-практикум «Введение в художественную терапию», который провела художественный терапевт Эвита Даксе.
Что такое художественная терапия?
Эвита Даксе: «Художественную терапию люди применяли еще тогда, когда жили в пещерах. Пещерные люди рисунки на камнях или стенах использовали, как способ, чтобы выразить свои эмоции и общаться между собой. О художественной терапии в современном понимании этих слов можно говорить с конца XIX столетия. В Латвии квалификацию художественного терапевта со специализацией по одному из методов можно получить только в Рижском университете им. Страдиня. Доступны различные методы художественной терапии – музыкальная, танцевальная, двигательная, драматическая, а также визуально-прикладная художественная терапия, которые используют искусство и творческий процесс в терапевтическом контексте, чтобы улучшить и поспособствовать духовному, эмоциональному и физическому самочувствию человека. В художественной терапии человека призывают выражать свои мысли, чувства и нужды приятным для себя способом, например, нарисовать, сделать из глины или пластилина, сложить, как коллаж из рисунков или в другом подходящем для себя виде художественного выражения. В художественной терапии используется как вербальный, так и невербальный язык – искусство. Во время сессии каждый человек индивидуально ставит цель и старается найти ответы на важные для себя вопросы, поэтому очень важен творческий процесс и его результат – размышления и беседы с художественным терапевтом. Художественный терапевт проводит свои сессии индивидуально или в группах, заранее тщательно запланировав каждую сессию и оценив нужды человека или группы».
Может ли художественная терапия помочь и ребенку, и взрослому?
Эвита Даксе: «Да, это так. Чаще всего дети не умеют говорить о своих ощущениях и эмоциях. В таких случаях художественная терапия очень помогает. Одним из вариантов может быть для детей с различными врожденными проблемами, например, с церебральным параличом, синдромом Дауна. У них обычно присутствуют и психоэмоциональные проблемы. Например, дети могут быть гиперактивны.
Часто доминирующей проблемой является управление злостью. Они настолько энергичны, что не умеют разряжать злость, поэтому, используя различные материалы, мы можем помочь научиться собираться. Злость можно вылепить в глину или пластилин. Мы можем дать ребенку задание, с помощью которого у него будет возможность выплеснуть всю свою негативную энергию в материал и в то же самое время укрепить мелкую моторику рук. Это один пример. Бывает так, что дети по ночам часто видят кошмары и беспокоятся об этом, и даже днем не могут до конца отойти от увиденного во сне. Тогда очень помогают задания, которые заставляют их преодолеть страх. Его можно, например, сделать и трансформировать. Важно, что все, что происходит во время сессии, остается между художественным терапевтом и клиентом/пациентом. Только в некоторых случаях исключения мы вынуждены нарушать эту договоренность, если чувствуем, что клиент под угрозой. Он может угрожать себе или кто-то другой угрожает ему. Или, например, присутствуют суицидальные мысли. Даже если процент угрозы всего 0,1%, но пациент высказывает суицидальные мысли, мы должны незамедлительно реагировать».
Целью семинара в Краславе было использовать методы художественной терапии для познания себя, а также гармонизировать свое физическое, эмоциональное и психическое состояние, используя искусство и творческий процесс в терапевтическом контексте. В мероприятии приняли участие 12 женщин разного возраста, которые хотели узнать, что такое художественная терапия, и найти ответы на актуальные для них вопросы. Описание семинара и афиша привлекли меня, потому и я приняла участие и с увлеченностью выполнила все задания. Сначала мы сели в круг, чтобы создать эмоциональную связь между собой и вызвать доверие друг к другу, дав возможность прочитать язык тела человека, почувствовать себя спокойно. Эвита Даксе предоставила обзор того, что такое художественная терапия, и чем она отличается от других терапий, каковы ее виды и как она помогает людям познать себя и других, а также освободиться от стресса и отдыхать во время процесса. Первое задание было направлено на познание себя, как человека и личности – написать свое имя на белом листе, углубиться в него, с чем это имя ассоциируется у самого человека и вспомнить, как имя пришло к его владельцу. Всем были даны одни и те же условия заданий и материалы для работы, однако, результат оказался очень интересным. Каждое имя отличалось и по величине, и по цвету, и по ассоциациям. Эта задача помогла мне принять участие в познании себя и заметить что-то новое, ранее неизвестно в кажущейся мне обыденной ситуации. Во время задания каждая из участниц узнала друг друга и понемногу возникло взаимное доверие, которое в продолжение всей сессии создавало безопасную и поддерживающую среду.
Цель второго задания тоже была направлена на познание себя – левой рукой с закрытыми глазами нарисовать собственный портрет. Условия задания были просты, однако выполнить их было не так легко. Часто появлялось желание открыть глаза и посмотреть на свое произведение искусства или переложить карандаш/мелок в правую руку, чтобы по возможности лучше и точнее нарисовать себя. Открыв глаза и впервые увидев свой самопортрет, у меня с губ сорвалось что-то похожее на смешок. Ни у одной из нас левая рука не была ведущей, поэтому рисунки получились абстрактными. Целью задания не было по возможности точнее и лучше нарисовать себя, а скорее почувствовать себя, отдохнуть и довериться своим инстинктам. Мне это показалось идеальным способом, как поднять свою самооценку и суметь посмеяться самой над собой, больше освободиться, расслабиться, насладиться процессом, а не сфокусироваться на результате.
Условием третьего задания было разделиться на пары и, водя рукой партнера с карандашом или мелком, самовыразиться на бумаге. Главная цель была направлена не на что, что рисовалось, а на то, как это делалось. В ходе задания выяснилось, у кого из пары активная, а у кого пассивная роль. В некоторых парах было две активных роли, в других – две пассивных, однако, это не затрудняло выполнение задания. Пассивная роль у того человека, чьей рукой рисовали, а активная – у того, чья рука и мозг руководили этой пассивной ролью. Рисуя, можно было импровизировать и вместо того, чтобы наблюдать, что второй человек рисует, другие закрывали глаза и отдавались течению процесса. Когда задание было закончено, пары поменялись ролями. Активная роль превратилась в пассивную и наоборот. Рисунки казались
очень оригинальными и увлекательными, потому что ни одна из работ не была похожа на предыдущую. Целью этого задания было вызвать доверие у партнера, которого, возможно, видели впервые. Интересно было узнать также о своей роли в жизни – более активная или пассивная. Каждая высказала мнение о том, насколько легко было доверить и позволить второму человеку руководить собой, а также о том, какие ощущения охватывали, подчиняясь. Результат был фантастичным – все участницы были заинтересованы как в своей роли, так и в пояснениях терапевта.
Во время всей сессии мы узнавали друг друга и сами себя заново. Появлялись вопросы, ответы и признания, которые помогли заглянуть в себя и рассмотреть других нашими глазами. Это была карусель эмоций, на которой каждой из нас была отведена своя роль. Художественный терапевт во время всей сессии призывала нас свои мысли, эмоции и переживания отображать в искусстве. Она не заставляла нас говорить о том, чего не хотим, и уважала мнение и точку зрения каждого. Никто не чувствовал себя отчужденным или невыслушанным. Все с интересом прислушивались друг к другу и с позитивным отношением, легкостью вступали в разговор. Такие разные люди, у которых, глядя «невооруженным» взглядом, казалось, нет ничего общего, сумели сплотиться и открыться друг перед другом. Сессия была хорошим способом, как освободиться от стресса. После семинара переговоры с Эвитой еще продолжились, появились предложения продолжить такие сессии в будущем. Я чувствовала себя воздушно и с улыбкой на лице отправилась домой.
Спасибо Краславскому клубу мамочек за отлично организованное мероприятие и художественному терапевту Эвите Даксе за эту чудесную возможность свободно и спонтанно создавать художественные работы и заглядывать в себя и других!
Лайма ЛИЕПИНЯ.