«Забытый геноцид» и проблемы идентификации общины

img

Первые ромы в Латвии появились на рубеже 15-16 веков, придя из Польши и Германии. Исторически кочевничество считается характерной чертой цыганского народа, но ромы Латвии, в основном, вели оседлый образ жизни. Занимались ремеслом и коневодством.

Около 10% ромов на территории Латвии по данным всероссийской переписи населения 1897 года занимались сельским хозяйством. Большинство зарабатывали на жизнь на сезонных и временных работах – сначала у немецких баронов и латышских крестьян, позднее на крестьянских хозяйствах Первой республики.



«Забытый холокост»



Геноцид ромов во время Второй мировой войны часто называют «забытый холокост». Но среди ромов термин «холокост» считают неуместным. Общепринято называть нацистский геноцид против ромов Samudaripen (термин появился в 70-х годах 20 века) и его различные производные. Руководитель Центра культуры ромов Латвии Нормунд Рудевич считает правильным вариантом mudaripen, что означает убийство, уничтожение.



Различные производные Samudaripen широко используют, чтобы обозначить нацистский геноцид. «Холокост» и «Параимос» - неудобные термины. Первый соотносят с истреблением евреев, а второй на цыганском языке имеет оскорбительный характер.



Впервые на уничтожение ромов нацистами обратили внимание в 60-х годах 20-го века. В латвийской историографии тема широко не освещается. Ранее из латвийских историков к проблеме обращались Маргер Вестерманис и Айгар Уртанс. В контексте геноцида в Европе об уничтожении ромов в Латвии писал профессор Массачусетского университета Гинтер Леви.



В 2015 году в журнале Латвийского института истории Иева Гарда-Розенберга и Каспарс Зеллис опубликовали статью «Вспоминая геноцид: Уничтожение ромов в период нацистской оккупации в Латвии в коллективной памяти ромов».



«Уничтожение ромов — одно из преступлений на территории Латвии, которое забыто, а тема находится в сумеречной зоне», - характеризует проблему доктор истории Каспарс Зеллис. Кроме неспособности общины ромов Латвии объединиться, провести общие мероприятия памяти и выработать общую политику памяти Samudaripen также оставляют тему геноцида ромов вне интересов исследователей.



Кроме этого, ромы мало оставили письменных источников с описанием трагедии Второй мировой войны, что способствовало бы формированию идентичности общины. В результате историки считают проблему малоактуальной и не заостряют на ней внимания.



Также тема неудобна для латвийского общества, считает Каспарс Зеллис: «Уничтожение большой части ромов происходило при инициативе местных коллаборационистов. Пассивность местной власти, а не чрезмерная активность, могла предотвратить гибель многих ромов, в отличие от холокоста евреев, где власть на местах мало что могла сделать».



Резекненский расстрел



Первые акции уничтожения произошли в Латгалии в Балтинавской волости. Нацисты расстреляли 10 цыганских семей – 43 человека. Но первая масштабная акция прошла 5 декабря 1941 года, когда из Лиепаи вывезли и расстреляли 103 человека.



Планомерное уничтожение началось в начале 1942 года. 4-5 января были расстреляны ромы, жившие в Резекне и в окрестностях города. Затем 6 января 130 ромов из Лудзы вывезли в Гарбарский лес (Звиргзденская волость) и расстреляли.



В публикации «Геноцид ромов в Латвии (1941-1945)», подготовленной Министерством культуры в 2017 году, приводятся слова одного из свидетелей трагедии в Резекне.



«В воскресенье, 1 января 1942 года, на площади на улице Ригас расстреляли мужчин из Аудрини. Сам я этого не видел, но в тот же день вечером в дома цыган на ул. Лудзас врывались люди в форме. Городской староста всех проверял по списку. Охрану поставили и у нашего дома. Мы с братом Николаем, жёнами и матерью через заднюю дверь во дворе убежали в Резекненскую волость к знакомому латышу.



Узнали, что в тот воскресный вечер всех цыган выгнали на улицу, а в понедельник с утра увезли в Резекненскую тюрьму, чтобы расстрелять. Позже поймали мою жену и расстреляли. Мне удалось бежать, но вскоре поймали, посадили в Даугавпилсскую крепость, там я уже встретил советскую армию. В Даугавпилсском округе цыган не расстреливали, поэтому жив остался. Всего в Резекне около 200 цыган расстреляли. В Резекне постепенно всех нашли и в мае 1942 расстреляли в Анчупанских горах. Там и родственники мои. Жив только я остался».



В дневнике машинистки Резекненской тюрьмы Анны Дружинской есть такая запись: «Вчера привезли цыган. В 10.00 привезли ещё несколько телег с теми из Каунаты. Красивые девушки, загорелые дети…Через несколько часов всех – мужчин, женщин, детей, плачущих, согнали в машины и отвезли на Анчупанские горы. Расстрелять. За что?».



В отчёте полиции Резекненского округа на 20 июля 1942 года указано, что убито 311 местных ромов.



Расстрелы проходили почти по всей Латвии. В исследовании Айгарса Уртанса на примере уничтожения ромов в Бауске, сообщается, что судьба людей зависела от местных властей и отделения полиции, которая слепо выполняла постановления.



Хотя были другие показательные случаи, когда приказы местной администрацией не выполнялись. Например, в окрестностях Талси группу ранее «бродячих» ромов трудоустроили на лесопилку, и этих людей не выдали даже после повторных напоминаний немцев.



В марте 1942 года 11 ромов написали письмо в рейхскомиссариат в Ригу, указав, что им принадлежат дома, дети ходят в школу, но они не могут работать, так как лошадей конфисковали. Просители в письмо отметили, что готовы на любую работу в Салдусе или окрестностях.



Политика рейха в отношении ромов



Почему ромы в Салдусе просили работу, а в Талси их устроили на лесопилку и игнорировали требования администрации? Это тонкости политики рейха в отношении цыганского вопроса.



Украинский историк Михаил Тяглый (ответственный редактор журнала «Холокост и современность») отмечает, что немцы разделили ромов на несколько категорий, опираясь на псевдонаучную классификацию. У нацистского руководства не было единого мнения в отношении ромов.



«Рейхсфюрер СС Гиммлер полагал, что некоторые цыганские группы являются потомками арийских кровей, и намеревался сохранить эти группы для изучения расовых вопросов», - пишет М. Тяглый.



Неоднозначный подход к судьбе ромов проявился в рейхскомиссариате Остланд, куда входила Латвия во время оккупации немцами. Рейхскомиссар Остланда Генрих Лозе считал, что проблему создают кочевые цыгане, и 4 декабря 1941 года отдаёт распоряжение «относиться к ним так же, как и к евреям». В результате в первой половине 1942 года в Латвии расстреляли больше 2000 цыган.



В мае 1943 года в распоряжении Г. Лозе сообщается, что оседлые цыгане должны были приравниваться к остальным гражданам Остланда — и в противоположность кочевым не подлежат отправке в концентрационные лагеря. Но такой подход, как разделение ромов на кочевых и оседлых, соблюдался не всегда, считает М. Тяглый. Латвийские исследователи также отмечают, что сложно разделить сколько нацисты расстреляли «оседлых», а сколько «кочевых».



В попытках объединиться



В Латвии в 1941-1942 годах во время немецкой оккупации расстреляли 70% ромов из всех погибших во время Второй мировой войны, сообщается в публикации «Геноцид ромов в Латвии (1941-1945)», подготовленной Министерством культуры в 2017 году.



На основе уголовных дел в Латвии доказано 3000 убийств ромов во время войны. Нормунд Рудевич, основываясь на свидетельствах тех лет, говорит о 8000 убитых.



«Для евреев устраивали концентрационные лагеря, для цыган нет, их просто убивали. Мы нашли имена убийц. Убивали не немцы, а свои, местные», - рассказывает Н. Рудевич.



Но местные ромы помнят и тех, кто спасал их народ – это Карлис Круминьш и Мартиньш Берзиньш, глава города Сабиле, спасший от уничтожения более 300 ромов.



Больше 4 лет длятся  переговоры Н. Рудевича с самоуправлением Риги о получении участка земли и установке мемориала жертвам геноцида цыган в Латвии, чтобы у местных ромов было место, куда прийти и почтить память своих соотечественников. Пока безуспешно. Модель памятника установлена в Музее искусства и истории ромов.



В 2006 году на первой конференции ромов Латвии приняли резолюцию «О геноциде ромов на территории Латвии во время Второй мировой войны». В документе предложили отмечать день памяти ромов 4 декабря. Это день декрета от 1941 года, ставший официальной точкой отсчета для истребления ромов в Латвии. Планировалось направить резолюцию в Сейм и утвердить день памяти, как официальный. Но до сих пор этого не сделано.



Доктор истории Каспарс Зеллис добавляет, что интерес к теме геноцида ромов после публикации появился. Не большой, но говорить стали чаще. В Латвии работает программа ЕС по интеграции ромов, а один из компонентов эффективности — понимание прошлого этой общины.



«У каждой этнической группы есть свой уникальный опыт, который мы не знаем или не хотим узнать, так как травматичный опыт своей группы не позволяет взглянуть на боли и потери других. Так можно сказать про любую этническую группу в Латвии», - подводит итог К. Зеллис.



Собирание культуры



Нормунд Рудевич говорит, что помимо военного, цыганский народ претерпел не менее разрушительный геноцид – культурный. «Наш народ всегда передавал знания из уст в уста. Война убрала целый пласт носителей информации, не одно поколение. Ничего не записывалось, не было литературного языка, ничего. И мы сейчас по крупицам собираем эту информацию».



Об истории ромов рассказывает единственный в мире музей искусства и истории ромов в Риге. Он находится в центре города, на Домской площади.



Его основу заложили активисты Карлис Рудевич и Александр Белугин после восстановления независимости Латвии. Стали выступать за сплочение и образование ромской общины. Вместе написали и издали ромскую азбуку (1996), цыгано-латышско-английский и латышско-цыганский словари (1997), создали национальное культурное общество цыган Латвии (1991).



При центре культуры ромов работает коллектив «Ame Roma».  В 1985 году ансамбль включили в состав профессиональных коллективов Государственной филармонии Латвийской ССР. До 1990 года «Ame Roma» переживал звёздный час, давая по 30-40 концертов в месяц.



Модель памятника, посвященного геноциду цыганМодель памятника, посвященного геноциду цыган



Картина Карлиса Рудевича «Последний закат», посвященная мударипен. 2006 годКартина Карлиса Рудевича «Последний закат», посвященная мударипен. 2006 год



Нормунд РудевичНормунд Рудевич



Цыганско-латышско-английский словарьЦыганско-латышско-английский словарь



15 апреля 2015 года Европарламент принял резолюцию «О враждебности к ромам в Европе и дне геноцида ромов в годы Второй мировой войны», в которой признал факт геноцида ромов в годы Второй мировой войны, призвал все государства отмечать этот день и объявить 2 августа Днем геноцида ромов.



Флаг ромов разделён на две горизонтальных полосы. Сверху синяя символизирует небо. Зелёная снизу — символ травы, поля. В центре флага располагается красное восьмиспицевое колесо, которое одновременно символизирует «вечное кочевье духа».







R Media: Елена Иванцова, Сергей Кузнецов, Инесе Минова