Для милых дам
Сердцевина марта, наконец-то долгожданная весна! Надоевшие морозы, словно предчувствуя кончину, льют слёзы с сосулек. Вот, вот зазвенят в поднебесье жаворонки, вернутся домой скворцы.
Держу путь в Асуну, где ждут меня неугомонные певцы и танцоры, заядлые охотники и рыболовы, они же читатели «Эзерземе». С прошлого лета не виделись… Повод сезонный: готовили концерт к восьмому марта, да пришлось перенести - болеют многие. Культорганизатор Айна Скоромко, с лица которой никогда не сходит приветливая улыбка, так и объяснила: «Ты же знаешь, наши артисты - дамы. Имеют ведь право хоть раз в году побывать на концерте в роли зрителей. За такую нашу активность полагается заслуженная передышка! Сегодня петь будут наши общие знакомые из шкяунского ансамбля «Атпутай», танцевать - популярные «Фазира» и «Карамельки» из Фейман. Сценарий хорошо продумала, должно быть интересно, даже очень».
Всю поющую команду Илоны Козловской знаю поимённо. Неустанные шкяунские выдумщики догадались дополнить сценические наряды синими мини-шляпками, под цвет подснежников. Помолодели, похорошели, глаз не оторвать. Хлебом их не корми, а на фотосессию приглашай. Главное украшение коллектива - представитель сильного пола. Сам наблюдал, как Вилхелму Анджану долго концертную бабочку прилаживали. Конечно же, синего цвета. Ветеранам сцены репетиция ни к чему, для того распевка в автобусе существует, на селе умеют каждой минутой дорожить!
Динамичных танцовщиц Илги Мареевой фотографировал множество раз - в Дагде, Краславе, Извалте, Константиново, Сваринях, да разве всё упомнишь. Наконец выпал случай познакомиться. Кто бы мог подумать: по профессии - врач, по призванию хореограф! Танцует сама, придумывает номера, шьёт наряды, непростые - светящиеся! Так и призналась: «Моё кредо - удивлять зрителя, находить и предлагать нечто необычное. Позади двенадцать лет поисков и находок.» Самая эффектная танцовщица «Карамелек» - смугленькая Габриэлла, дочь руководителя. Восьмиклассница откровенничает: «Приятно быть популярной, выступаем с радостью - почти каждую неделю!»
Небольшое отступление на тему - в сфере культуры нет мелочей. Возьмём к примеру, скромное здание Асунского нардома. Меньше и теснее не припомню, а какой здесь уют! В застеклённом коридоре всякого входящего встречает декоративная экспозиция - отражение времени года. На фронтальной стене фойе - картина дуба с могучими ветвями, прекрасный фон для фотографов! Самая изюминка - горящий камин в зрительном зале. Без малейших прикрас, очаг домашнего уюта, мигом создающий атмосферу большой семьи. И на каждом мероприятии в этих стенах вижу и грудных младенцев, и молодых родителей, и людей среднего возраста, и почтенных бабушек, дедушек. В ту пятницу Айна очень переживала за явку зрителей, а в итоге мест едва хватило.
В любом концерте очень многое зависит от первого номера. Гаснет свет, из кромешной тьмы на сцене вырастают танцовщицы - в воздушных белых платьях, расцвеченных сотнями огоньков. Космическая музыка и отработанная пластика движений создают фантастический эффект световых волн. Уж в который раз называю номера «Фазиры» экзотическими, точнее и не скажешь. Это ли не талант, завести публику со вступительного номера. Так что своих подопечных Илона Козловская уже вывела в разогретый зал. Забегая вперёд, похвалю сценический десант из приграничного посёлка за точно подобранный репертуар. Зрители «на ура» принимали песни о любви, о весне, о печальной судьбе латгальской деревеньки.
Впервые довелось слушать, как сама Айна (без бумажки!) прочитала длинный юмористический монолог - о женской логике. Сам хохотал так, что забыл про фотоаппарат. Второй местный номер - выступление юного пианиста Роберта Станкевича - зал тоже щедро вознаградил долгими аплодисментами. Кульминация весеннего представления - пародия на популярного певца издалека. Зрители заливались смехом. Под занавес - каждой представительнице прекрасного пола вручались цветы. Трогательно до слёз, знакомая асунская сердечность…
Не жалейте добрых слов!
Штрихи к портрету
На деревенские вечеринки стараюсь приезжать заблаговременно. Так интересно наблюдать закулисье и не раз «скрытой камерой» добывал самые интересные кадры. В тот вечер заявился за пару часов до начала, а у «министра культуры» всё в полном ажуре. Сцена в весеннем убранстве, в камине зрительного зала весело потрескивают поленья, сценарий готов. Давай, говорю, сядем, поговорим, ведь так давно дружим, а я о тебе ничего и не знаю. «Откуда ты родом?» - спрашиваю.
«Стыдно тебе не знать, местная я, отец своими руками в Асуне свой дом поставил,» - отвечает. И тут первое открытие: выясняется, что Жанна Айшпуре, управляющая волостями - её родная сестра. Вместе танцуют в ансамбле «Бальзам на душу». Колоритные дамы, снимок которых дополнил мою выставочную фотоколлекцию. Всего-то в семье Исак - трое дочерей, все успешные, Айна старшая.
Вторая неожиданность, моя приятная собеседница - дипломированный агроном, выпускница сельхозакадемии. Кроме того, скажу, что наша Айна из тех редких людей, кто всю жизнь учатся. В Даугавпилсском университете заочно получила вторую профессию педагога, а если точнее, то она - учитель физики, химии, биологии и географии.
Судьбу свою, вернее, суженого, встретила в Елгаве. Трёхлетнее ухаживание будущего инженера за агрономом увенчалось свадьбой в Асуне. Родня большая, поэтому гостей - под сотню, а веселье получилось небывалое: каждый пятый гость студент. Свой трудовой стаж семья молодых специалистов начинала на берегах Эжезерса, ведь Сергей Скоромко - стипендиат совхоза «Эзерниеки». Жилищная проблема решалась без проблем: вначале снимали жильё, через год получили однокомнатную квартиру в общежитии, затем двушку. По тем временам - настоящее везение. Там родились и Игорь, и Карина.
Молодому агроному досталась дальняя бригада, семь километров по грунтовке. Одновременно растить детей и каждодневно крутить педали быстро поднадоело, а тут Айне предлагают должность художественного руководителя в поселковом клубе. Разные таланты в ней проснулись и в школьные годы, и в студенческие. Работа по душе, не пыльная, так, не долго размышляя, замахнулась на второй диплом. С тех пор и преподавала.
Когда грянули времена новых землемеров, Айна уговорила Сергея возвращаться на отцовскую наследственную землю. У него по тем временам денежная должность начальника Дагдской пожарной части, а она где только не преподавала, и в профтехучилище тоже. Надумав строиться вблизи Асуны, вначале возвели хлев и хозпостройки, держали дойных коров, быков на откорм, свиней тоже, но не влезали в кредиты. За год вселились пусть в одну комнату, зато под крышу дома своего, детей помогала воспитывать мамочка Айны, благо школа под боком.
«Ох и лёгкая я была на подъём, где только не преподавала, - теперь откровенничает она. - Преподавала в Асуне, Дагде, Берзинях, Андзелях, Скайсте… Да и по сей день катаюсь в Краславу, в Андрупене.» Что же касается собственного имения, то дом за три года строительства получился ладный - с мезонином. На втором этаже - две детские комнаты. В круговерти бесконечных семейных забот незаметно выросли дети, выпорхнув из родительского гнезда. У сына и дочери - высшее образование. Карина с семьёй живёт в Резекне, в собственном доме, подаренном родителями с двух сторон. А Игорь, подполковник - пограничник, на службе в Риге, а кабинет в Даугавпилсе. Любопытное отступление сделала моя рассказчица. Как-то дочь привезла погостить в Асуну подружку Иеву из городка Балви. Там ненароком и познакомила с братом, оказалась - судьба. Теперь Иева преподаёт в школе Саулес, у них с Игорем двое сынишек, юные боксёры.
Вернёмся к главной героине этой зарисовки. Когда весной девятнадцатого года закрылась асунская школа, у Айны и началась карьера работника культуры. Ведь она и главный танцор, и поёт в ансамбле, да ещё блестяще декламирует, как это выяснилось в тот день. Ещё важнее - организаторский талант. Было время, дагдская сторонушка гремела своими состязаниями косарей, в которых асунская команда постоянно занимала призовые места. Понятное дело, что у Айны - самая лёгкая и острая коса! Несколько лет назад в Дагде, в республиканском шоу «Спека вири» предложили болельщикам померяться силушкой. Кто победил? Без сомнений, Айна Скоромко. Теперь отшучивается: «Это гены виноваты, мой папочка, Владислав Исак, занимался штангой и был чемпионом Северного флота. А я силу набрала в своём хозяйстве, лучшего тренажёра и не придумать.»
Не стану утруждать внимание читателей богатым перечнем массовых мероприятий, проводимых в Асуне. Назову лишь самые главные - летняя регата и традиционные фестивали ритмических танцев «Dejotprieks». Наслаждение для фотожурналиста! На мой вопрос о мечте, Айна ответила мигом: «Дождаться того времени, когда трое внуков получат высшее образование».
… На огонёк заглянула знакомая дама из племени неугомонных Анна Воеводская. Моя визави мигом выдвинула ультиматум: «Алексей, это моя правая рука, если про Анечку не напишешь, то и про меня не пиши. Договорились?»
Деваться некуда, не с пустыми же руками возвращаться из Асуны. Тем более, что и сам не раз слушал песни Воеводской. Тоже из местных, дважды дипломированная - овощевод и библиотекарь. Первая профессия, чтоб жить в достатке, вторая - для души. Тридцать три года в мире книг, почти всё время в самодеятельности. В маленькой библиотеке - за пять тысяч томиков литературы, а хранительница книг владеет искусством каждому подобрать произведение по интересам. С горечью признаётся: количество читателей сокращается. Ещё Анна - знаменитая рукодельница, сам любовался не раз на выставках ажурными вязаными изделиями, согретыми теплом души мастерицы. Везде успевает хуторяночка, признавшаяся в том, что от бывшей деревни Козлово уцелел лишь её дом. С красивым названием - имение «Стирна».
На минутку в нардом заглянула симпатичная девушка, Анна пояснила: «Моя, младшенькая, студентка вуза, будущий ветврач».
Так хочется верить в возрождение села!
Алексей ГОНЧАРОВ.