«Все они — особенные и фантастические», — так о своих участниках коллектива народных танцев «RAITA» Краславского Дома культуры говорит руководитель Валда Тимуле.
«По возможности, но не реже, чем раз или два в месяц, они приезжают из Риги в Краславу, чтобы поучаствовать в репетициях, подготовиться к смотру и в одном из трех составов «Raita» принять участие в XXVI Вселатвийском празднике песни и XVI Празднике танца в 2018 году, в столетие Латвии, — продолжает Валда. — Это какой-то феномен. Такая ответственность! Участие в коллективе — это не только разучивание танцев. Здесь формируется умение работать в команде. Нельзя так — мол, я сегодня не хочу идти, обойдутся без меня. Здесь нельзя обойтись. Танец не удастся, если хоть кого-то не будет. Кто-то тогда останется без пары. В танцевальном коллективе традиции не навязываются, они естественным способом переходят от одного поколения в следующее. Молодежь здесь очень много получает. Это неоценимый вклад в их дальнейшую жизнь».
Когда спросила, кого из молодых людей она посоветовала бы для интервью, руководитель ответила — каждого из них. Это Илзе Анджане, Карлис Лякса, Марта Крилова, Гунтис Япиньш, Марис Саксон, Сендия Чижевска, Владимир Федоров, Артур Бондар, Анна Лисенока, Агнесе Саулевича, Монта Липшане и Лига Красникова.
Из беседы с Валдой узнала, что в 2013 году из «Raita» ушел большая часть состава танцоров. Преимущественно молодежь отправилась учиться в Ригу.
Чем можно объяснить то, что, однажды попрощавшись, молодые люди все же возвращаются в коллектив?
«Они не прощались насовсем, — говорит Валда Тимуле. — На XI Вселатвийском празднике песни и танца, который состоялся в 2015 году, танцоры сами решили, что в 2016 году хотят отпраздновать 15-летний юбилей «Raita» концертом. Чтобы подготовиться, те, кто уехал в Ригу, целый год ездили на репетиции. После юбилейного концерта сказала: «До праздника столетия осталось два года, работаем дальше!». Я удивляюсь, как они могут все объединять. Предложила — может, в Риге можно было бы арендовать какое-то помещение для репетиций, чтобы не кататься, но они отказались. Из коллектива только два молодых человека взяли паузу — Эрвин Бартуль на год, второй на более долгое время. На месте есть Арманд Галейс, в Даугавпилсе — Кристап Пауниньш, в Краславу вернулись Микелис Гейба, Янис Дановскис. У нас, конечно, «планы Наполеона» — тремя составами «Raita» принять участие в смотре. Сейчас мы готовимся к этому». У меня была возможность наблюдать за репетицией танцоров на протяжении трех часов. Как сказала Валда Тимуле — видела «черную» работу. Работа, в результате чего возникает красота, которая радует и вдохновляет. До этого и представить не могла, сколько пота нужно пролить и как тяжело работать, чтобы в результате с легкостью станцевать сложные элементы танца. Приходите на концерты, танцевальные праздники и аплодируйте! Они заслужили восхищение и аплодисменты зрителей, ведь что еще мы можем им дать взамен? Как иначе можем поблагодарить за эту человеческую самоотдачу?
* * * * * * *
Перед репетицией удалось побеседовать с одним из танцоров «Raita» — Карлисом Ляксой.
Карлис — студент последнего курса Строительного факультета инженерных наук Рижского Технического университета.
Чем занимаешься в Риге, кроме учебы?
В последнее время на другие мероприятия остается все меньше времени. Все мои внеучебные занятия больше связаны с Краславой. В Риге с удовольствием посещают хоккейные турниры. Это то, что мне очень нравится в столице — доступность больших спортивных мероприятий и игр.
Именно поэтому решил продолжать учебу в Риге, а не в каком-нибудь региональном вузе?
У меня всегда было желание учиться именно в Рижском Техническом университете. Считаю его одним из лучших вузов в Латвии.
Уже ясно, чем будешь заниматься дальше?
Буду работать в строительной отрасли.
Вернешься ли в Латгалию?
Если будет возможность устроиться, получить хорошую работу в Краславе или Даугавпилсе, с удовольствием буду это делать.
Что для тебя значит хорошая работа?
Стабильная зарплата, интересное занятие. Это самое главное.
Если бы тебе предложили в Краславе работу, соответствующую этим критериям, удовлетворили бы тебя возможности проведения досуга здесь?
Да, я с удовольствием жил бы в Краславе. Мне больше нравится спокойная жизнь в маленьком городе, чем стресс мегаполисов. Мне здесь полностью хватает общественных мероприятий и возможностей наслаждения культурой. Если что-то недоступно здесь, не так далеко находятся Даугавпилс и Резекне. Да и до Риги всего четыре часа езда. В нашу эпоху глобализации это немного.
* * * * * * *
После репетиции пригласила на беседу Илзе Анджане.
Она получила степень бакалавра на Факультете социальных наук Латвийского Университета, сейчас изучает в магистратуре дипломатию, работает старшим референтом в Министерстве обороны.
Еще Илзе занимается в студенческом театре ЛУ и вступила в Земессардзе.
«Сейчас я бросаю сама себе вызов во многих вещах, — говорит Илзе. — Хочу понять, что я могу, а что нет».
Кто тебя создал такую, какая ты есть?
Естественно, с самого начала — родители, семья. Еще во время детского сада меня отвели в музыкальную школу. Тогда мне казалось, что я этого очень хочу. Начала учиться играть на скрипке. Как и у всех детей, пришло время, когда пропало желание посещать занятия в музыкальной школе. Ценю то, что родители не заставляли меня продолжать. Короткое мгновение была пауза, а потом я продолжила, потому что это была моя инициатива. Я сама этого захотела. Возобновила игру, закончила класс игры на скрипке, потом продолжила в классе саксофона. Получилось так, что музыкальную школу оканчивала два раза.
Параллельно с учебой занималась в школьном парламенте, театральном кружке, исполняла народные танцы, пела в хоре и в вокальном ансамбле «Краславиня», а также посещала спортивные кружки. Брала все, что предлагалось. Вокруг меня были люди, которые не запрещали делать то, что я хотела, поддерживали.
Мне очень нравилось то, что уже в основной школе руководители различных мероприятий очень многое позволяли нам делать самим. Учитель игры на саксофоне Янис Грецкис разрешал играть то, что мне хотелось — тогда ближе к сердцу был джаз, меньше любила классику. Делала то, что мне доставляло радость. Меня никто не заставлял. Могу повториться: рядом со мной были те люди, которые не уменьшали мой «аппетит что-то делать». Как раз наоборот — увеличивали. И учителя-предметники не упрекали, что из-за большого количество внеклассных мероприятий меньше времени посвящала учебе, но все удалось сбалансировать, чтобы добиться такого результата, который доставлял радость и мне, и другим.
Родителям благодарна за то, что приучили меня к работе. Конечно, в детстве что-то приходилось делать «сжав зубы», но сейчас я работой наслаждаюсь, делаю это с радостью.
Ты — единственный ребенок в семье?
Нет, у меня есть два младших брата, которые так же активны. Они больше занимаются спортом, очень хорошо играют в баскетбол. Стараюсь их поддерживать, посещая игры. Стала страстным фанатом баскетбола.
Сейчас ты работаешь и учишься в Риге. Как часто удается встретиться с семьей?
Довольно редко. Очень много времени занимает учеба. Но когда встречаемся, появляется ощущение праздника. Выходные проходят очень быстро — свою часть забирают репетиции в «Raita», нужно навестить также бабушек и дедушек.
Ты сейчас больше рижанка или краславчанка?
Я — краславчанка. Не чувствую себя в Риге, как дома. Я там, чтобы учиться. Сейчас привязана также к работе. Иначе никак не связываю себя со столицей. В Краславе я чувствую себя лучше. Когда говорю «дома», я имею в виду — в Краславе.
Что именно кажется тебе непривлекательным в Риге?
Спешка. Там чувствую себя, как в колесе, в котором нужно вертеться без возможности отдохнуть. Это сложно. Мне нравится так — когда я что-то делаю, то наслаждаюсь этим. Там не хватает спокойствия, которое могу получить здесь, дома. Я раньше не могла себе представить, что мне такое наслаждение доставит прополка огорода, копание в земле. Только здесь я могу отдохнуть полноценно. Когда спокойствие и тишина, когда я сама с собой. Незаменимый отдых — банный ритуал.
До жизни в Риге не могла и подумать, что буду по всему этому скучать.
Планируешь ли вернуться в Краславу после окончания учебы?
На данный момент знаю, что когда-нибудь вернусь. Может, это не будет в ближайшее время. Не исключено, через 10 или 20 лет, но я знаю, что это будет.
Слышала, что в Краславе не хватает рабочих мест. Сама еще не искала, поэтому не знаю, так ли это. Думаю, что главная задача со стороны самоуправления — инвестировать именно в создание рабочих мест и в поддержку предпринимательской деятельности. В данный момент здесь хорошая инфраструктура, но какова ее цель? Приоритетом должно быть создание новых рабочих мест.
В Риге разговаривала со многими молодыми людьми родом из Краславы — они готовы вернуться, если здесь будет работа. Может, сфера здравоохранения могла бы стать тем местом, инвестируя в которое, создавали бы новые рабочие места. Например, выделяя молодежи, которая изучает медицину, самоуправленческую стипендию. Да, не каждый может быть предпринимателем и руководителем своего предприятия.
Именно так. С другой стороны — может, у молодых людей слишком большие амбиции. Есть желание мало делать и много получать. Но всегда ли нужны эти большие деньги? По-моему, если научиться правильно тратить, здесь можно жить и при более скромных доходах. По сравнению с Ригой здесь затраты на проживание меньше.
Согласна. Например — продукты. В Риге таких биологических продуктов, какие можем сами вырастить или приобрести от крестьян, я не могла бы себе позволить купить.
Слушая тебя, поняла, что следующий вопрос лишний, но все-таки — если бы не отправилась в Ригу, хватало бы тебе предлагаемых возможностей реализовать себя в Краславе?
Нередко приходится слышать, что здесь нечего делать... Мне полностью хватало. Были вещи, которые я даже не испробовала. Существовала возможность поступить в Яунсардзе и спортшколу, их я не использовала. Мои дни и так были достаточно насыщены.
Я думаю, что и сейчас в Краславе есть чем заниматься. Здесь существует возможность бесплатно получать то, за что люди в Риге платят громадные деньги. Чтобы дети в столице могли заниматься народными танцами или, например, играть в баскетбол, проходит огромный отбор. Не у каждого, кто хочет, есть возможность заниматься этим.
В Краславе каждый может найти себе занятие в свободное время, к тому же, не только дети, но и люди разных поколений. Это зависит от того, ищешь ли ты сам. Если хочешь только жаловаться и ныть, то это и будешь делать. Мы к этому всегда приходим в беседах с людьми, которые сами достаточно активны. Не знаю, можно ли там что-то изменить и надо ли пытаться сделать это. Я пробовала, но тот, кто жалуется, всегда найдет причину, чтобы делать это. А тот, кто хочет заниматься, всегда отыщет возможность что-то делать.
Примеров предостаточно, хотя бы краславские пенсионеры...
Да, наши пенсионеры достойны восхищения: они и поют, и танцуют, выступают с концертами... А какие балы устраивают! Как, например, моя бабушка Алоида Анджане, которая руководит и коллективом народных танцев сениоров «Senči», и коллективом европейского танца «Mežrozīte». Иногда мне кажется, что она активнее, чем я. Думаю, нам, молодому поколению, следует брать с них пример.
Что ты пожелала бы молодым краславчанам, которые еще учатся и думают о своих возможностях в будущем?
Желаю не бояться никаких вызовов, пользоваться возможностями, наполнять каждый день увлекательными занятиями. Иными словами — всегда быть в движении! Ведь в таком случае будет меньше времени жаловаться и сетовать на жизнь. Продолжение следует.
Ивета ЛЕЙКУМА.
* Статья подготовлена в рамках поддержанного Фондом культурного капитала проекта «Латгале — Рига — Латгале».