Вадим Богданов: дерево — это не только прямоугольник!

img

Идея поговорить с Вадимом Богдановым пришла, когда я увидел его необычные, очень художественные разделочные доски на страничке фейсбука. Художник и предприниматель — интересная тема. На беседу Вадим согласился сразу. Встретились возле мастерской художника в Краславе.

Спасибо, что согласились побеседовать, Вадим! Это ведь интересно, когда человек в нашем городе делает то, чего больше никто не делает в наших краях...



Охотно верю, тем более, что сам люблю так говорить о себе (смеется). Ложной скромностью я точно не страдаю... Прекрасно знаю свои возможности, и знаю, что я делаю самые художественные доски... Не разделочные, а сервировочные. Конечно, я черпал идеи от увиденного где-то... От которых я оттолкнулся... Но большинство работ – это уникальный авторский дизайн. Для многих подобный подход к, казалось бы, самому обычному предмету быта непонятен, но меня это не смущает.



 



Художник всегда остается художником, несмотря на то, что часто приходится выполнять какие-то вещи на заказ. Но давайте начнем с самого начала. Итак, вы закончили школу. Что происходило в жизни потом?



Происходить все стало еще в школе. Когда мы организовали кружок по обработке дерева, которым руководил учитель труда Анатолий Нилов. Мы учились тогда в 5 классе Краславской средней школы №2. Мастерили подсвечники, какие-то подарки для мам к 8 марта в виде кухонных принадлежностей. Уже тогда я понял, что дерево, как материал, это не только прямоугольник, не только простая геометрия, но и пластичная скульптурная форма. Естественный рисунок дерева, позволяет фантазировать бесконечно. Как бы я не ценил формы Барокко или Рококо, но там цветочные мотивы и все завитки – это созданные человеком сложные композиции, это не природа... А работая с деревом, используя все его природные особенности (учитываю особенности коры, работаю с обзолом и т. д.), можно создавать не менее сложные формы, затейливые, интересные, уникальные. Но все они будут природными, естественными... А красота, я убежден, не может быть далекой от природы. Тут еще важен и психологический момент. Почему нам нравится быть возле водоема? Потому что вода нам необходима для жизни. Почему мы любим любоваться окрестностями с возвышенности? Потому что мы видим всех, кто к нам приближается, враг или друг. Мы чувствуем себя увереннее на возвышенности. Почему нас восхищают природные красоты, потому что мы есть часть природы, как бы мы успешно об этом не забывали иногда... В своих работах я всегда стараюсь сохранить все особенности материала, превращаю изъяны древесины в преимущества и художественные достоинства, пытаюсь сохранить природную «кривую небрежность», которая и составляет основу для творчества, восхищает...



 



Сохранить то, что сделала природа, подчеркнуть естественную красоту, не нарушить гармонию – это восточный подход к творчеству, японский... Так что же было после школы?



После школы я пошел изучать столярное дело. Хотелось идти в художественное училище на отделение деревообработки, но там преподавали на латышском и я испугался, что не смогу учиться. Как выяснилось позже совершенно напрасно. Получил диплом столяра, но работать по специальности не стал. Все-таки это было не мое дело... Хотя я и научился многим очень важным и полезным вещам. А потом началась психология в Даугавпилсском университете. Получил диплом и… уехал на заработки за границу. В те времена это было для всех актуальным. В Ирландии я работал с камнем, делал традиционные изгороди. Там мы старались показать природную красоту камня... Потом была Англия и работа на фабрике по производству мебели. Эта работа интересной для меня не была. Там приходилось работать достаточно просто, геометрически правильно, очень обычно...  Я все время думал о том, что могу больше. И это несмотря на то, что я занимал позицию менеджера, сидел на каких-то совещаниях и очень так солидно кивал головой в ответ на какие-то предложения. Когда мне все это окончательно наскучило, я вернулся домой, чтобы работать интереснее. Конечно, пока мой главный источник дохода — это более простые вещи: скульптурная мебель, например. А вообще я хочу заниматься скульптурной обработкой дерева и именно этим и зарабатывать. Пока я в начале пути, только в этом году занялся любимым делом. Все началось с того, что один мой хороший знакомый помог с материалом. Я захотел его отблагодарить как-то по особенному, сделал для него свою первую сервировочную доску. Мне очень понравилось, и я решил продолжить...



 



Ваша деятельность оформлена официально?



Да, конечно. Я самозанятое лицо. Изучаю сейчас и другие возможности, индивидуальный коммерсант или еще что-то... Надо еще вопрос изучить дополнительно.



 



Была ли возможность получить финансирование из европейских фондов или использовать другие возможности для привлечения средств в дело?



Да, конечно. Я благодарен Государственному агентству социального страхования, которое выделила мне грант для начала коммерческой деятельности. Когда я вернулся домой из-за границы, то встал на учет в Службе занятости. Там мне и предложили написать заявку на поддержку собственного дела. Заявку поддержали.



 



Отлично! Но есть ведь и другие возможности получить финансовую поддержку для расширения коммерческой деятельности...



Я знаю об этих возможностях, но пока мне это не нужно. Полученного гранта вполне хватило для приобретения необходимых инструментов и оборудования. Я ведь не занимаюсь массовым производством, работаю сам и в основном руками. Для меня гораздо актуальнее вопрос сбыта, поиск клиентов, заказов. Поиском занимаюсь самостоятельно. Кое-кого уже нашел, но за границей. Теперь вот еще надо решить проблему с упаковкой продукции, в целлофановых пакетах ведь не будешь отправлять...



 



А здесь, на месте, в Латвии клиентов нету совсем?



Есть немного. В основном это друзья и знакомые. А за границей... Благодаря форумам и социальным сетям у меня много подписчиков из таких же мастеров, как и я. Это, конечно, не клиенты, но мы активно обмениваемся творческими идеями, технологиями.



 



Может быть есть возможность сотрудничать с художественными или мебельными салонами в Риге, например?



На данный момент у меня нет таких контактов или знакомых из этой сферы. Буду искать. А пока... Свой товарный знак я разрабатывал и изготавливал сам, просто не знал, кто это может сделать. Я на самом деле только в самом начале пути. Искать партнеров, обзаводиться необходимыми знакомствами я еще учусь...



 



А на какую сумму должны рассчитывать клиенты, заказывая у Вас скульптурную сервировочную доску?



Все зависит от размера доски, от материала и от сложности работы, от количества деталей. Получается от 20 евро и до... бесконечности (смеется). Были такие работы, которые продавались за 100 и 150 евро. В мире подобные работы оцениваются выше, но я в начале пути. Людям нравятся сложные формы, а это влечет за собой и высокую цену. Тут еще важна и художественная составляющая. На Востоке больше ценится лаконичность, простота и естественность. На Западе ценят сложные композиции... А наши люди в первую очередь ценят практичность. Из этого и исходим. Предложения есть всякие. Основная мастерская у меня находится в Науене, а в Краславе — это место для работы художественной, для доведения предмета до окончательной стадии обработки.



 



А вопрос о том, чтобы взять себе на работу помощника, ученика, подмастерья не стоит?



Пока такой вопрос не стоит. Мне иногда помогает работать мой брат, но это не на постоянной основе. Пока я справляюсь самостоятельно.



 



Любуясь изысканными сервировочными досками Вадима Богданова, испытываешь необыкновенное эстетическое наслаждение. Нет никаких сомнений в том, что мастер — самый настоящий художник. Мы искренне надеемся на то, что произведения Вадима найдут своих ценителей и с рынком сбыта у мастера наладятся деловые и продуктивные отношения. Для этого публикуем контактный номер телефона Вадима и адрес его странички в фейсбуке: +371 27175791, https://www.facebook.com/profile.php?id=100006938941853.



Статья подготовлена при поддержке бюро Совета министров Северных стран в Литве.



Андрей Якубовский.