Женская борьба в Латгалии - интерес и перспективы есть, но стереотипы остаются

  • Спорт
  • 15.01.2021 12:13
  • 105 просмотров
img


В июле 2005 года Виктория Григорьева выиграла «бронзу» на юниорском чемпионата мира по борьбе. Это была первая медаль, за ней в следующие 15 лет девчонки из Даугавпилса привозили награды с кадетских, юниорских и взрослых чемпионатов мира и Европы. Сегодня родителям уже проще объяснить, что такое женская борьба, но предубеждение, что это это не женский вид спорта, сохраняется. О том, как девчонки в Даугавпилсе и Краславе занимаются борьбой, команда R Media рассказывает в проекте «Женщины в спорте в Латгалии».

Резвый старт женской борьбы в Даугавпилсе



Первые медали чемпионатов мира и Европы в женской борьбе появились благодаря тренеру Любови Копыловой.



«Всё началось с дзюдо в 2002 году. Я тренировала девчонок у себя дома, а в 2005 году мы впервые выступили на юниорском чемпионате мира по борьбе, тогда Виктория Григорьева заняла третье место, а уже с 1 сентября 2005 года в спортшколе в Даугавпилсе открыли отделение по женской борьбе, туда я перевела сразу всех своих 20 девчонок».



Медаль чемпионата мира не стала поводом для понимания со стороны родителей. Тренер и ее воспитанницы столкнулись с тем, уверенностью родителей о том, что борьба - это спорт не для девочек, продолжает Любовь Копылова.



«Когда только начала тренировать, было трудно. Многие родители не понимали, как это девочка может заниматься борьбой, но из года в год девчонки приносили одну медаль за другой.  Родители видели, что девчонки красивые, симпатичные, не перекаченные. Конечно, и сейчас остаются те, кто категорически против. Я уговаривала, приглашала на 
тренировки, чтобы они сами увидели, но всё равно нет. А есть те, кто поменял своё мнение.



В этом году я за две недели в школах набрала группу - 20 девчонок. 10 лет назад такое невозможно представить. Сегодня родители сами приводят детей, так как видят результаты».



Сегодня в Даугавпилсе борьбой занимается около полусотни девчонок от 7 до 20 лет. Любовь Копылова отмечает, что в Латвии такого количества девушек-борцов больше нигде нет.



«А мы не представляли, что вы тренер по борьбе»



Вместе с Любовью Копыловой работает её дочь Ирина Петрова (30 лет), которая занимается борьбой с 12 лет. В 2006 году она была третьей на чемпионате Европы (кадеты), а 11 лет назад от спорта перешла к тренерской работе.



«В школе нередко звучало: а зачем тебе это надо? Мальчишки боялись, но уважали. Потом, когда начала выступать, и девчонки стали поддерживать. Они приходили на соревнования в Даугавпилсе и поддерживали.  Очень классно чувствовать поддержку.



Люди, знакомясь и узнавая, что я тренер по борьбе, удивляются и говорят, что если я и тренер, то по аэробике или гимнастике. У большинства такое представление: если девочка-борец, то она должна быть здоровой. Таким образом, я ломаю основной стереотип о женской борьбе. Нужно понимать, что в вольной борьбе развивается всё - гибкость, ловкость, координация. Девчонки гармонично вписываются в борьбу».



Даугавпилс - столица вольной борьбы



Сегодня Ирина с гордостью называет Даугавпилс столицей женской вольной борьбы Латвии. На чемпионатах страны у города всегда командное первое место. Результатами девчонки доказали, что девушки в борьбе имеют право на существование.



«Сейчас с нами считаются на равных. Если раньше надо было что-то выпрашивать - поездки, организаторские вопросы, то сейчас всё наладилось. Сначала было тяжело, а сегодня видно по результатам, что и женщина может хорошо тренировать. Мы этот стереотип сломали. Девчонок становится больше, у родителей меньше скепсиса, когда они видят, что девочки не превращаются в мужеподобных, что они не агрессивны, они обычные девчонки, которые ходят в наши школы, а на праздники носят платья и делают причёски, макияж, и не скажешь, что они занимаются борьбой».



Первая реакция: конечно, нет!



Со слезами восприняла Алина Карпенко идею мужа отправить 6-летнюю дочь Каролину на борьбу. Спустя два года Алина полностью поменяла свою позицию, поняв необоснованность страхов.



«Я была не в восторге от этой идеи, но папа сказал, что ребенок пойдёт. Мой главный страх -  травмы, что ей сделают больно. Но после того, как сходила на первые соревнования, то поняла, что там нет ударов, всё проходит по определённым правилам, и я стала спокойнее. Тем более, Каролине нравится борьба, а кроме этого, ещё несколько ребят из класса ходит. Также есть полное доверие тренерам Сергею Курситису Ивану Колосову.



Я вижу, что занятия спортом - это, в первую очередь, дисциплина.Дочка хорошо учится в школе, считаю, что спорт повлиял и на ее успеваемость».



Дочери Ренаты Терсебаевой Лауре 12 лет, она тренируется с 8,5 лет. Сначала мама хотела отдать ее на танцы, но в итоге ребёнок оказался в зале. «У нее было искривление грудной клетки. Порекомендовали заниматься спортом. Сначала отдавали просто как на физкультуру, но в итоге она захотела бороться. Теперь, как говорится, за уши не вытянуть, и искривление пропало. Сейчас к её выбору отношусь положительно, вначале боялась травм, ну вижу, что ей нравится и я довольна. 



Хотя непонимание, что девочка ходит на борьбу было всегда, и, наверное, никуда не исчезнет. Бабушка говорит: «Она девочка, отдай на танцы». Подруга иногда добавляет: “Молодец, что ходит, медальки - хорошо, но она девочка, ей надо бантики и юбки, а не спортивные штаны с борцовками». Ну, говорить могут много, решать все равно ей”.



«Мальчики сами понимают, что надо быть аккуратнее»



В Краславе такого бума борьбы, как в Даугавпилсе, нет. В местной спортшколе только один тренер по борьбе Евгений Тарвид. Азы спорта, известного со времён древнегреческих олимпиад, осваивают больше 30 мальчишек, вместе с ними тренируются 6 девочек.



«Девчонки в спортшколе были всегда. Когда я ещё борьбой занимался, то и меня ставили в спарринги с девочками, и я спокойно к этому относился. Когда в первый раз ставили, то, конечно, непривычно было, и, бывало, проигрывал, но чтобы демонстрировать недовольство - такого не было.



И тогда, и сейчас парни нормально относятся к девочкам, и нет проблем, чтобы ктото начинал возмущаться, что он в спарринге с девочкой. Наоборот - они понимают, что надо быть аккуратнее».



Евгений также отмечает, что отношение к женской борьбе меняется. Но по-прежнему приходится слышать, что это не женский вид спорта - в основном, от родителей.



«Сложно набрать и удержать младший возраст. Дети только начинают заниматься, а потом от них слышишь, что родителям не нравится. Обычно отпускают на тренировки до первой проблемы - ушиба, синяка или ещё чего-то незначительного, всё же это контактный вид спорта. По мелочи разное случается и тогда сразу отказ. Основной родительский страх - поломают ребёнка. Но это с младшими, со старшими проще. У них уже своё мнение».



Карина Анджане (17 лет) тренируется в Краславе уже 8 лет. Многие девчонки, которые одновременно начинали с Кариной, приходили и уходили.



«С третьего класса занималась рисованием, мне не понравилось. Думала: чем заниматься дальше, и родители предложили борьбу. Мне понравилось, со временем втянулась и понимала, что это становится важным для меня».



Карина несколько раз становилась чемпионкой Латвии в разных возрастах. Надеется, что когда-нибудь получится пройти отбор на чемпионат Европы или мира. Близость Даугавпилса, где много сильных девчонок - это дополнительная мотивация работы над собой. Карина не раз ездила в Даугавпилс на тренировки. По данным Латвийской федерации борьбы сейчас Карина Анджане является кандидатом в сборную Латвии по женской борьбе.



И в заключении. Даугавпилчанка Анастасия Григорьева - четырехкратная чемпионка Европы, двукратный бронзовый призёр чемпионата мира, участница двух Олимпийских игр несколько раз бросала тренировки. У нее было желание играть на пианино, а бабушка вообще была против тренировок по борьбе и видела внучку в балете. Не знаем, потерял ли латвийский балет, но латвийский спорт приобрёл точно.   



НА СНИМКЕ: Карина Анджане.



R Media: Елена Иванцова,



Сергей Кузнецов,



Инесе Минова.