Новости из Афганистана в последнее время были тревожными и напряженными. Американцы уходят, талибы снова контролируют страну. Миллиарды долларов, вложенные в обучение армии, в её боевое оснащение, никак не отразились на боеспособности афганцев, поддержка населения оказалась призрачной и недолгой. Целые провинции сдавались без боя. Солдаты НАТО гибли на протяжение двадцати лет совершенно напрасно. Что же произошло? Почему Афганистан вот уже более пятидесяти лет никак не может стать стабильной страной, несмотря на усилия мирового сообщества и прямое вмешательство супердержав? Увы, но исторические уроки так и не были усвоены, а сами события могут послужить предупреждением тем, кто предпочитает не видеть в своих странах проблем, связанных с политической апатией, отсутствием доверия к государству, коррупции.
В 1979 году Советский Союз ввел войска в Афганистан, чтобы поддержать правительство Бабрака Кармаля. Десятилетняя война обернулась трагедией: 15 тысяч убитых во время боев, неучтенное количество умерших в госпиталях за пределами территории ДРА, 11 тысяч инвалидов, более четырехсот тысяч заболевших инфекционными заболеваниями (гепатит, брюшной тиф, холера). Миллионы, вложенные в строительство, образование, медицину, сельское хозяйство, оказались неэффективными инвестициями. Вывод советских войск привел к кровопролитной гражданской войне, в которой победили представители движения Талибан. Страна изменилась до неузнаваемости. Женщинам было запрещено учиться и даже выходить из дома без сопровождения мужчин. Афганистан погружался в средневековье стремительно и бесповоротно. Достаточно долгое время страна существовала исключительно за счет дотаций соседних стран, собственная промышленность развалилась, росли площади, засеянные опиумным маком, наркотрафик ширился, доходы населения падали. Когда талибы взорвали гигантские статуи Будды, входящие в список мирового наследия ЮНЕСКО, весь мир ограничился возмущением и не больше. Ситуация изменилась не из-за публичных казней средневековой жестокости, не из-за полного пренебрежения правами человека. Все изменилось только после террористической атаки на «Башни Близнецы» в Нью-Йорке, особенно после того, как стало известно, что главный организатор и вдохновитель этого теракта Усама бен Ладен пользуется убежищем и покровительством властей Афганистана. Вот тогда и началась новая война.
Двадцать лет НАТО и Американская армия пытались поддерживать в Афганистане порядок, развивать главные сферы народного хозяйства, формировать систему законодательной и исполнительной власти с учетом местных традиций и обычаев. Миллиарды долларов вкладывались в обучение армии, в её боевое оснащение, но все это не помогло.
Афганистан был и есть одним из самых коррумпированных государств. Доверяя государственным чиновникам, готовым ежесекундно доказать свою лояльность и патриотизм, их отчеты о выделенном финансировании никто не проверял. Из каждых ста долларов, предназначенных для обучения, содержания и вооружения одного солдата афганской армии, до адресата доходили 10-15%. Остальные деньги растворялись в сложной системе откатов и преступных схемах. Если жители городов имели возможность использовать некоторые преимущества: право на образование, в том числе и для женщин, право на социальную защиту и т.д., то в жизни сельских жителей, составляющих большинство населения страны, мало что изменилось. Проблему сложных взаимоотношений различных племен Афганистана основательно не изучали, госаппарат не контролировали, вложения растворялись. Через двадцать лет всем стало ясно, что войска нужно выводить. Надежды на армию Афганистана рассеялись быстро. Солдаты просто отказывались воевать, целыми батальонами дезертировали или переходили на сторону талибов. Кадры, снятые на взлетной полосе аэропорта в Кабуле, видели все. Толпа, штурмующая американский военный самолет, ничего кроме сожаления и сочувствия вызвать не могла.
Талибы все чаще в прямых эфирах самых разных каналов. Они заявляют о том, что за последние двадцать лет они сильно изменились, теперь они готовы предоставить женщинам право на образование, прекратить внесудебные казни, заявляют об амнистии для всех, кто сотрудничал с иностранной администрацией, а также служил в государственном аппарате. Но заявления делает «дипломатическое крыло» движения Талибан. Поэтому пока рано говорить, будут ли все эти обещания выполнены, потому что руководство Талибана в данный момент располагается в Катаре, а армия в Афганистане.
Что будет теперь? Ни один эксперт не сможет сказать, потому что Талибан был и остается непредсказуемым. Многое зависит от стран Персидского бассейна, спонсирующих новый режим страны, а также от поддержки населения. Ничто до сих пор не свидетельствует в пользу того, что население Афганистана желает порядка и власти закона. Коррупция гораздо привычнее и понятнее, а перемены в сознании даются непросто.
Дипломатический корпус, особенно стран Западной Европы, эвакуирован. Почти. Большинство послов уже дома, а представитель Великобритании Лори Бристоу отказался улетать, остался. Он лично выдает визы тем афганцам, которые сотрудничали с британским военным контингентом, а теперь хотят покинуть родину, опасаясь преследований со стороны талибов. Поведение посла достойно уважения. Впрочем, по-другому и не мог поступить рыцарь Британского ордена святого Михаила и святого Георгия, аристократ и полномочный представитель своей страны. Потому что «ты в ответе за тех, кого приручил».
Происходящее в Афганистане может многому научить и нас. Вялая борьба с коррупцией, низкая гражданская активность, невысокий уровень доверия правительству… Что бы мы ни говорили, но внутренняя разобщенность – это подарок для тех стран, которые с такой надеждой ждут, что мы перестанем справляться со своей свободой самостоятельно.
Андрей Якубовский