Древнегреческий философ Гераклит утверждал, что дважды в одну реку войти невозможно. Время можно сравнить с рекой — вернуться в прошлое невозможно. Феномен времени указывает на переменчивость, постоянные изменения. И особенно это актуально в отношении второй половины 19-го века, когда важнейшей политической силой в Европе становятся национальные идеи, вскоре охватившие и территорию Латвии.
Первоосновы становления латвийской государственности теснее всего связаны с процессом формирования национального самосознания. И важнейшую роль в этом играло движение младолатышей, зародившееся в 50-е годы 19 столетия. Именно они впервые употребили термин «Латвия», понимая под этим этнографическое обозначение места, заселенного латышами. Одновременно, в 70-х годах позапрошлого века, младолатыши высказали мысль о том, что Латгале, в то время входившая в состав Витебской губернии, является неотъемлемой частью территории, на которой живут латыши.
В латвийской историографии бытует мнение, что истоки латвийской государственности в современном ее понимании связаны с революцией 1905-го года. Исследователи находят взаимосвязь между освобождением Латвии из-под ига Российской империи и идеей автономии Латвии. Ведущей силой революции 1905го года была ЛСДРП, которая в своей программе выдвинула требование о праве на самоопределение для всего народа, жившего на территории Российской империи. Однако дальше этот дело не продвинулось. В ноябре того же года состоялся Латвийский конгресс народных учителей и делегатов волостей. На этом мероприятии было высказано несколько важных положений относительно идеи государственности. Влияние революции 1905 года ощущалось и на локальном уровне: на протяжении всего 1905-го года в Краславе проходили митинги, демонстрации и забастовки.
Продолжение в газете “Ezerzeme” № 32 (25.04.2017.)