Юбилей с ностальгией… по Китаю

Самое интересное на земле — это люди. И очень часто судьба отдельного человека покрыта тайной и недосказанностью.

Минувший двадцатый век — эпоха больших потрясений, когда безжалостные жернова истории перемалывали миллионы жизней. Случайно узнав о круглой дате уважаемой краславчанки Антонины Дроздовской, я слегка приоткрыл биографическую завесу еще одной семьи. Ее дед — полковник царской армии, георгиевский кавалер Емельян Михайлович Ткаченко — был репрессирован и сослан с семьей строить Туркестано-Сибирскую железную дорогу. Людей убивали непосильный труд, голод, бытовые лишения, цинга, от которых можно было спастись только бегством, что и удалось лишь двум младшеньким, для которых временным прибежищем стало китайское село Крык-Ошак возле города Чугучак. Одной из них была Анастасия, давшая жизнь восьмерым детям, в том числе и нашей юбилярше Антонине. Во времена эпохи “Россия – Китай: дружба навек” семью Черновых перевозят в Казахстан. Жизнь вблизи Байконура тоже оказалось не благом — там испытывалось в атмосфере ядерное оружие, в том числе и первая водородная бомба. Будучи студенткой Алма-атинского госуниверситета, Антонина по комсомольской путевке отправляется “поднимать целину”, где она и встретила свою судьбу — латгальского парня Роберта Дроздовского. Там и сыграли скромную свадьбу. Так в 1967 году Антонина Дроздовская узнала Латвию — подальше от атомного полигона смерти ее перевозит супруг. В гости к сестре приезжают братья и сестры — Вениамин и Александр Черновы, Наталья Савицкая и Екатерина Авгуцевич. Знакомые краславчанам фамилии! Большинство из них судьба сводит с местными жителями — рождаются новые семьи и ростки черновского рода укореняются на благодатной краславской земле. Правда, нет уже среди нас Александра, моего хорошего знакомого и прекрасного рыболова, чей портрет не раз украшал страницы “Эзерземе” с громадными щуками и сомами.

И если юбиляршу, Антонину Павловну, экономиста с высшим образованием, прекрасно знает почти вся Краслава, то ее суженого, Роберта Михайловича Дроздовского, многолетнего секретаря Краславского райисполкома — все старожилы района. Светлая ему память, и низкий поклон дружной семье, подарившей нашему городу достойное продолжение ветви Черновых-Дроздовских. Сын Павел, сейчас ветеран МВД, закончивший службу в должности замначальника Краславского отдела. Дочь, Жанна, социальный педагог, как и брат, с двумя высшими образованиями — личность известная в нашем крае. Кстати, человек неравнодушный и активный, Жанна Робертовна не только постоянно предлагает нашей газете “горячие” темы, но и сама пишет актуальные статьи.

Конечно же, я не упустил случая попросить дочь юбилярши коротко высказаться по теме необычного родового древа Ткаченко-Черновых-Дроздовских. И вот такой прозвучал ответ: “Наша родословная — еще одно свидетельство вынужденного переселения людей в жестокие годы лихолетья и репрессий двадцатого столетия. Трагедии, потери, несчастья… При всем прожитом и пережитом мои родственники до сих пор вспоминают Китай с особым, теплым чувством. Они благодарны простым сельским людям за их сердечность и доброту. Сейчас, когда они в Латвии показывают свои паспорта с местом рождения — Китай, — у многих глаза удивленно округляются. У оставшихся в живых четверых детей Анастасии и Павла Черновых до сих пор перед глазами и горы в далеком Китае, и село на берегу маленькой речки. К сожалению, наш род — скитальцы. Бабушка — украинка по матери, рожденная в России, своих детей родила в Китае. Далее последовал вынужденный переезд в Казахстан, а затем — постоянное место жительства в Прибалтике. Многие из моих двоюродных братьев-сестер, рожденные в Латвии, уже в последнее десятилетие были вынуждены в поисках достойного заработка уехать в Ирландию, Англию…

Продолжаю хранить мечту — получить из Китая весточку о других детях репрессированного полковника Белой армии Емельяна Ткаченко. О судьбе родственников, оставшихся на территории Китая, мы до сих пор ничего не знаем. Пытались разыскивать, но пока безрезультатно. Не исключено, что их всех расстреляли… И сейчас веду поиск через интернет, обращалась в телепрограмму “Жди меня”. Однажды моя тетушка, побывав на выступлении артистов китайского цирка, попыталась обратиться к актеру, слегка говорившему по-русски. Когда она сказала незнакомцу, что родилась возле города Чугучак, тот радостно прокричал, что сам родом оттуда. Но их растащила в стороны толпа выходящих из цирка людей. Была ниточка — и оборвалась… Теперь внимательно про- сматриваю афиши с надеждой, что выступление той цирковой труппы повторится в Латвии, и тогда обязательно куплю билеты родственникам, уроженцам Китая. Ностальгия их мучает до сих пор, и хочется верить, что вдруг случится чудо и на пороге нашего дома появятся те, о которых мы помним. И ждем…”

Четыре десятка гостей поздравляли с юбилеем Антонину Павловну. Близкие и дальние — из Даугавпилса, Екабпилса, Чебоксар… И никого из Китая, где, чует сердце, могли остаться родные люди.

Алексей ГОНЧАРОВ.

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Ada, Adele, Antra

Партнеры

  • Latvijas Reitingi