Материалы о депутатских окладах и компенсациях уже давно стали неотъемлемой частью информации, предлагаемой латвийскими СМИ. В воскресенье, 2 сентября с. г., эту рубрику дополнила передача "Ничего личного" на канале TV3, и рассказанное в ней до сих пор считает своим долгом перепечатать едва ли не каждое уважающее себя издание.
Полностью разделяя интерес общества к тому, как и куда тратятся деньги налогоплательщиков, а также не отрицая факт появления в перечне крупнейших получателей компенсаций депутатов от Партии реформ Юриса Вилюма и Гунара Игауниса, я решил внести также свой вклад в прояснение ситуации (так сказать, из первоисточника). Итак, почему нам платят именно такие компенсации и на каком основании?
За работу или отдых?
Хочу начать с вышеупомянутого сюжета на канале TV3, посвященного работе и отдыху депутатов нынешним летом. Хотя авторы передачи ловко "подбирали" только те выдержки из интервью, где говорится о "путешествиях по Латгалии" и "отпуске", должен заявить, что лично мой "отпуск" заключался в активной работе на территории региона, от которого я избран в сейм.
Лето я посвятил встречам с жителями Латгальского края, работниками самоуправлений, предпринимателями и представителями средств массовой информации, участию в различных дискуссиях регионального уровня, поездкам с министром охраны среды и регионального развития в латгальские самоуправления, а также представлял сейм или Партию реформ на праздниках городов и краев Латгалии. За это время я успел побывать едва ли не в каждом самоуправлении (за исключением Зилупе, Ругаи, Риебини и Илуксте). Информация о том, чем я занимался, доступна каждому — на специальном сайте jureits.lv, а также в Twitter (LG_deputati).
В конце концов, одна из главных задач депутата сейма — обеспечить прямую связь парламента с населением. В том числе с жителями отдаленных уголков Латвии, которым непросто приехать в Ригу на встречу со своим депутатом также вне рамок избирательной кампании.
Об извечной депутатской алчности
Это едва ли не обязательное требование к каждому, кто стал депутатом нашего сейма. Так или почти так подумает каждый, кто прочел очередную заметку из трех абзацев, посвященную депутатским окладам и компенсациям. Я попытался сломать подобное представление, причем начал делать это значительно раньше, нежели увидели свет вышеупомянутый телесюжет и публикации.
На летнее время (июль и август) отказался от квартиры в Риге. В эту пору практически не пользовался парламентским автопарком и ездил по служебным делам на личной автомашине "Audi" 1994 года выпуска, визуальное и техническое состояние которой любой может оценить, заглянув на стоянку у здания сейма. Во всяком случае, я всецело за разумную трату государственных средств во всех отраслях (общий бюджет парламента заслуживает отдельного анализа).
Заработная плата, ее объем никогда не служили для меня основополагающим фактором при выборе сферы деятельности, и свою кандидатуру на выборы сейма я выставил, не задумываясь о вознаграждении. Могу лишь повторить то, что неоднократно уже говорил: если кто хочет занять мое место в сейме, милости прошу — приходите в политику, завоевывайте доверие населения и работайте, получая (огромный) оклад! Буду только рад, если после меня Латгалию представят в парламенте более активные, знающие, умные и лучшие в прочем отношении депутаты. Вот только даже серьезная зарплата что-то не влечет моих земляков в активную политику.
Самый дешевый представитель Латгале или Курземе – богатый рижский предприниматель (-ница)?
В публикациях о получателях самых солидных компенсаций, в числе которых оказываюсь и я, подчас называют имена некоторых моих коллег по парламенту, либо имеющих мизерные суммы, либо не имеющих вообще ничего. Причины тому и ситуации бывают разные: к примеру, задекларированное жилье в Риге, в связи с чем отпадает необходимость ездить за 300 км и, что вполне логично, снимать еще одну квартиру в столице, либо накопления, сделанные в бытность предпринимателем, дающие возможность взять на себя все расходы, связанные с работой в сейме, сэкономив бюджетные средства (что можно лишь приветствовать).
Кое-кто из депутатов не нуждается в компенсации (либо в полном ее объеме), так как не считает нужным проводить полную рабочую неделю в сейме либо через одну встречается с избирателями своего региона, что становится особенно актуальным с открытием осенней сессии парламента.
Разумеется, в сейме всегда будут нужны депутаты, избранные от Риги и Рижского региона. К сожалению, в парламент могут попасть люди, имеющие весьма превратное представление о его работе либо общении с избирателями. Но честно ли поручать им представительство всех жителей Латвии, всех регионов? Вопрос ведь не в том, кто лучше (или "дешевле"). В проблемах своего края более полно ориентируется депутат, избранный от данного округа — предприниматель, врач, работник самоуправления, образования. А между краями, как известно, существуют значительные различия (хотя бы расстояние до столицы), которые необходимо устранить или учитывать, чтобы обеспечить по возможности одинаковое представительство своих округов, а главное — сохранить связь с избирателями.
В заключение
Ни для кого не является секретом царящее в обществе представление о депутате сейма, который, обуреваемый жаждой наживы, "теряется в Риге" сразу же после избрания и не возвращается в регион до начала очередной избирательной кампании. Всеми силами и в рамках всех предусмотренных законом государственных средств стараюсь изменить систему: мой дневной, недельный отчет о работе, успехи и неудачи становятся достоянием гласности почти немедленно (на встречах в конце недели с латгальскими избирателями, в Twitter, на домашней странице и по возможности в печатных изданиях, на интернет-порталах).
Одно только наше с Г. Игаунисом избрание в парламент служит прекрасным доказательством того, что представлять Латгальский регион должен не только мелькающий на телеэкранах рижанин. Надеюсь, что по нашему примеру принципов демократии в работе станет придерживаться все больше жителей Латгалии.
Юрис ВИЛЮМС.