Мы уже рассказывали своим читателям о выставке работ дагдских рукодельниц “С выдумкой и старанием”, которая была организована в городской детской библиотеке.
На экспозиции были представлены декоративные подушки, изготовленные Иреной Франскевич, а также украшения, сделанные руками Марии Казакевичи. Рукодельницы с удовольствием рассказали как о себе, так и о своих увлечениях.
Как-то пару лет назад пенсионерка Мария Казакевича отправилась по делам в Ригу. Ночевать осталась у своей подруги — знатной рукодельницы. Тогда дагдчанку просто потрясли поделки, которые подруга изготавливала собственными руками.
“Моя подружка начала создавать различные украшения из бисера раньше, а затем “заразила” этим и меня, — вспоминает Мария. — Ну, а раз уж получается — нужно делать. Для меня это первая выставка, но на ней представлены не все работы. Фактически это — лишь малая часть, поскольку много изделий раздарила друзьям, родным, знакомым, и не только в Латвии, но и в Белоруссии, Украине”.
По словам пенсионерки, в нашей Латгалии приобрести материал для работ довольно трудно. В принципе, мелкий бисер можно купить и в Краславе, хотя он и дороже, чем в Риге. Однако для поделок Марии требуются похожие на бисер элементы разных цветов, только большие по размеру, которые являются глиной из американского полимера. А их приобрести можно только в столице, и то лишь в нескольких магазинах. Глину следует замешивать и обжигать, а потому Мария просит помочь в этом подругу, которая приобретает для нее глину и изготавливает детали. И уже затем женщина все это на месте, в Дагде, соединяет.
“Изделия из американской глины — конечно, трудоемкие, однако этот материал гораздо более качественный, чем какой-либо другой, — считает пенсионерка. — Когда все детали готовы, начинаю соединять их. Иногда не берусь за рукоделие 2-3 недели, а вчера, например, за полдня сделала три пары сережек. Пальцы слушаются, а вот глаза — не так хорошо. Напряжение, которое испытывают глаза, — пожалуй, самое сложное для меня в этом процессе. Бисеринки такие маленькие, что приходится одевать вторые очки, чтобы нанизать их на проволоку. Обычно я высыпаю все на табуретку, то есть на мягкую поверхность, а затем проволокой собираю по одной. Легче, конечно же, работать с более крупным бисером, но он тяжелее, из-за чего увеличивается и вес изделия, а нередко этот фактор является существенным. Когда создаешь украшение, следует всегда помнить о том, что именно делаешь. Случается, что ошибаюсь, приходится переделывать. Я нанизываю бисер на проволоку, но можно использовать и рыболовную леску. Только опасаюсь, что она порвется. Проволочные же лучше поддаются, да и прочнее. Сейчас обдумываю новые поделки, возможно, буду создавать что-то более изящное и сложное. Многие из идей подсказывает подруга — она их черпает из интернета. Я тоже иногда пользуюсь всемирной паутиной, однако делаю все равно по-своему, ведь там — нередко представлены профессиональные работы, которые нелегко повторить, потому я кое-что упрощаю”.
Подобные украшения могут носить люди всех возрастов, в том числе и молодежь. В арсенале Марии — ободки, сережки, браслеты на специальной, сохраняющей форму, проволоке, и множество других поделок различных размеров. Невестка Марии ездили на Украину, где гостила аж в шести семьях. Для того чтобы не разориться на подарках, Мария для каждой изготовила сувенир. Ведь то, что сделано своими руками, гораздо ценнее, чем приобретенное в магазине. Пенсионерка в прошлом году гостила у своего старшего брата Адольфа в Белоруссии — конечно же, не остались без самодельных подарков и они.
Удивительно, но факт — самой Марии не нравится носить украшения, и неважно, сама она их изготовила или в магазине купила. Делает это исключительно по большим праздникам. Однажды дети подарили женщине красивую золотую цепочку, она поносила ее один сезон — и все, больше не одевает. Но это вовсе не означает, что подарок ей пришелся не по душе. Дети — это смысл всей ее жизни.
Мария: “У меня — пятеро своих сыновей и трое приемных. Младший сын Олег учится в Зилупе на автомеханика, живет со мной. Валдис, Модрис и Айвар остались на территории бывшего района, обзавелись семьями, на данный момент все без работы. Янис ушел из жизни пару лет назад. Валдис в свое время учился в Яунаглонском училище, Модрис — в Дагдском, у Айвара и Яниса — основное образование. На данный момент у меня три приемных сына-подростка — Гунар, Константин и Гвидо. Было больше, однако в апреле одному исполнилось 18 лет, и он от меня ушел. Все трое моих подопечных — школьники. Для чего я взяла на себя дополнительную обузу? Я всем довольна, ведь мой младший сын уехал учиться, и я осталась бы совсем одна. А теперь в моем доме опять большая семья, это чувство не исчезло. У меня всегда была немаленькая семья, поэтому, считай, и рукоделие для меня — занятие знакомое. Всегда много вязала — начиная от ползунков и заканчивая свитерами, кофтами. Немного шила — когда дети ходили в детский сад, им требовались пижамы, всякие мелочи. Сегодня жалею лишь о том, что в свое время отказалась от предложения свекрови, которая хотела научить меня вязать крючком и ткать.
По профессии Мария — зоотехник: Малнавский совхоз-техникум она окончила ровно 40 лет назад. Однако по специальности проработала совсем недолго, затем девять лет была дояркой, потому что зарплата была значительно выше, чем у зоотехника. А когда стали рождаться дети, сидела дома и воспитывала их. Затем устроилась на Дагдскую конфетную фабрику, где не только ела, но также резала и упаковывала конфеты. Нет, ее привлекла сюда вовсе не возможность быть поближе к коровке — пусть и к конфетной. Просто появилась такая возможность — вот и воспользовалась. Последним местом работы Марии стал Дагдский нардом, где была контролером — вплоть до пенсии.
Мария: “Родилась я в Дагде, какое-то время жила в Балвском районе, где работала зоотехником. Потом была дояркой в “Бривибе” и “Даугаве” Краславского района. Свой скот держали до 1996-го года, но с тех пор, как перебралась в Дагду, домашних животных больше нет, один кот остался. Сегодня нисколько не сожалею, что в свое время оставила работу зоотехника, поскольку это была не моя профессия. Сама всегда хотела работать на железной дороге, которая притягивала меня. Но во времена молодости было так: куда родители пошлют — туда и иди!”
— Наверное, самой сладкой ваша жизнь была во времена работы на конфетной фабрике?
— Честно говоря, сладкая жизнь у меня сейчас! Потому что не чувствую одиночества. У нас — полдома, мальчишки мои при деле. Своими силам дружно сделали ремонт, провели водопровод. Все работы по дому выполнены, чему я очень рада. Мои мальчики не слоняются бесцельно по городу. Они посещают библиотеку, и я всегда знаю, во сколько они вернутся домой. А ведь это так важно — когда не нужно беспокоиться за своих детей.
Юрис РОГА.