Мимо работ Ирены Франскевичи равнодушно не могут пройти не только дети — во многих взрослых эти красочные подушки с изображением мультяшных героев пробуждают ностальгические чувства, ведь в далеком детстве с голубого экрана на них смотрели именно эти зверушки, созданные теперь руками Ирены.
Своей родиной она называет Константиновскую волость Дагдского края, но сама вот уже 25 лет живет в Дагде. Вместе с супругом Александром растят троих детей. Старший Раймонд, которому исполнилось 22 года — инвалид 1-й группы. Несмотря на то, что юноша сторонится всякого рода организаций, дома сложа руки он тоже не сидит — дружит с соседями, ездит в деревню к дяде, бабушке с дедушкой — там ему особенно нравится. Средний сын, Донат, в ноябре отметит 20-летний юбилей. Учится на автомеханика в Дагдском училище, уже на последнем курсе. По словам мамы, ему нравится работать с деревом, он получил профессию помощника столяра, успешно окончив учебу в двухгодичной группе, а затем хотел здесь же, в Дагде, выучиться на отделочника. Однако по неизвестной причине группа не сформировалась, и сыну пришлось выбирать между гостиничным сервисом и автомехаником. Кроме того, Донат неравнодушен к компьютерам, возможно, продолжит обучение и в этом направлении.
Самая младшая в семье — дочь Марта, которой четыре с половиной года. Она ходит в детсад “Саулите”. Марта — самая большая ценительница маминых подушек.
Ирена: “Как только берусь за изготовление очередной подушки, дочка тут же спрашивает: “Мама, это мне?” “Да, тебе, доченька!” — отвечаю ей. “Спасибо, мамочка!”, — радостно говорит она и убегает играться. Очень трогательно, и так каждый раз. Все 15 подушек были созданы за одну зиму, а теперь вот все принесла на выставку”.
Первое изделие появилось лет 15 назад. Однажды Ирена гостила у подруги, увидела у нее нечто подобное, села на диван и принялась ее расковыривать — интересно же, как тут все соединено. Придя домой, попробовала изготовить нечто по- добное. Сделала одну, затем вторую, еще две — на свадьбу брату. И все мечтала: вот изготовлю когда-нибудь много-премного, и будет у меня персональная выставка… Как оказалось, первой выставки пришлось ждать 15 лет! Кстати, я встретил Ирену за изготовлением подушки в конце минувшего года — в Дагдском нардоме, где женщина работает уборщицей. Она скрупулезно нанизывала нитку за ниткой на мешковину, причем вид у этого изделия, признаюсь, был совсем не привлекательным. Сейчас же, когда видишь готовые изделия, даже не верится, что тот “гадкий утенок” смог превратиться в такого “прекрасного лебедя” — декоративную подушку, такую неописуемую по красоте и с таким волнительным мотивом.
“Да, первой моей основой для рукоделия стали советские мешки из-под сахара, — Ирена также помнит нашу первую встречу. — С таким материалом сложно работать. Однако его хватило лишь на несколько изделий, и я стала думать — а что дальше? Кто-то рассказал, что в Даугавпилсе можно приобрести ткань из мешковины. Нити на ней расположены не так часто, потому и работать намного проще. А еще нужны разноцветные нитки, причем дорогие я не приобретаю — достаточно и акрила. На одну подушку уходит примерно 200 граммов. Их можно нарезать любой длины, однако если нити короче — рисунок просматривается лучше. Эти нити протягивают сквозь материал и закрепляют. Лично я не знаю в окрестностях никого, кто изготавливал бы такие поделки. Но такие люди есть, только рисунки для своих работ используют другие. Я специально однажды отправилась на выставку, где были представлены подобные изделия других людей, думала — а вдруг я что-то делаю неправильно? Эта технология называется ковроплетением, подобным образом можно сделать и ковровую дорожку, и ковер. Нужно было поломать голову над тем, как сложить все это вместе. Внутрь декоративной наволочки помещаю синтепоновую подушку, которые также делаю сама. Все мои наволочки можно застегнуть и расстегнуть — на них вшита молния. Выстирать, когда испачкается — с этим тоже нет никаких проблем.
Эти изделия — практичные, муж с удовольствием кладет такую под голову, когда сидит на диване у телевизора. Удобно и мягко. Кстати, он очень помог мне в работе. Вначале вешала мешковину на дверь шкафа. Он, покосившись однажды на эту конструкцию, сказал: “Если ты и дальше будешь заниматься этим…” “Да, буду!” — ответила я. Ничего не сказав, ушел в мастерскую. Спустя какое-то время он принес домой самодельное устройство, которое между собой зовем мольбертом: ткань закрепляется зажимами и развешивается на раме. Работать так очень удобно”.
Муж моей собеседницы на данный момент безработный. По профессии он каменщик-бетонщик, в свое время окончил Дагдское училище. Первым местом работы самой Ирены, еще в советское время, стала конфетная фабрика. В молодости она получила в столице очень интересную профессию: в 50-м профтехучилище в то время готовили специалистов по карамели и конфетам. Первых обычно направляли на фабрику “Uzvara”, вторых — на “Laima”. Ирена была карамельщицей, а потому устроилась в дагдский цех конфетной фабрики “Uzvara”. Поработала, затем ушла в декрет, родился один ребенок, второй… Возвращалась уже на производство “Коровок”. Вначале была одна смена, затем — две, а в 1998 году Ирена потеряла работу из-за сокращения штатов. До закрытия цеха оставалось совсем чут-чуть… Женщина просто уверена, что производство закрыли, поскольку был утрачен рынок сбыта в Санкт-Петербурге, а мощности были такими высокими, что сама Латвия такое количество продукции просто не могла употребить.
Ирена: “Рабочих уволили, я год сидела без работы, пока не повезло устроиться в нардом. Вначале была уборщицей, затем — кассиром, теперь выполняю обязанности и того, и другого. Работы довольно много, летом на рукоделия времени совсем не остается, только зимой... Одним глазом смотрю телевизор, другим — приглядываю за изделием. Людям эти подушки очень нравятся, но времени они требуют много”.
Ирена умеет также ткать, шить на швейной машинке — лишь кроить не может. Около дома разбит сад, есть теплица, где растут традиционные культуры. Пробовала выращивать и экзотику — нынче это кивано, или африканский колючий огурец. К сожалению, попытка оказалась неудачной. Но Ирена не опускает рук и в будущем году хочет еще раз испробовать что-нибудь интересное. В любом случае, это не будут арбузы, их она уже выращивала. Кроме того, рукодельница хорошо готовит, что, в общем-то, логично, принимая во внимание полученную ею специальность. Детей из кухни буквально не выгнать.
Юрис РОГА.