Ну почему аборигены съели Кука?

1. Романтика дальних странствий, риск первопроходцев

Все чаще и чаще счастливая журналистская судьба сводит меня с яркими представителями нового поколения. Образованные, предприимчивые люди, найдя собственную нишу в капризной рыночной экономике и заработав серьезные деньги, во время отпусков не желают, как большинство преуспевающих людей, наслаждаться теплым климатом и благами цивилизации на побережье Черного и Средиземного морей. Их не прельщают даже престижные Канары и Мальдивы, а тем более истоптанные европейскими туристами пляжи Таиланда. Мир тесен, и искатели экстрима дерзко намечают маршруты в самые таинственные и опасные точки земного шара. Что ими движет: романтика, поиск приключений ценою в человеческую жизнь или риск первопроходцев? Думаю, и то, и другое, и третье. Тот, кто однажды испытал радость первооткрывателя неизведанного маршрута, уже не в состоянии остановиться. Романтика опасных странствий затягивает…

Так случилось и с молодым краславчанином Эдуардом Летуновым, ныне успешным рижским предпринимателем. “Вкус” туризма еще с младых ногтей ему привили дальновидные родители, тем более что уникальный край голубых озер — прекрасная школа эстетики. Палатка, звездное небо, догорающий в ночи костер, восхитительная латгальская природа с малиновыми восходами и золотистыми закатами, тихий плеск озерных вод и шелест прибрежного камыша… Такие уроки на всю жизнь. Объездив почти все государства Европы, Эдуард постепенно пришел к выводу, что без путешествий ему не жить. Полному восприятию реальной жизни неизведанных стран сильно мешало только оконное стекло автотранспорта. Постепенно, вспомнив юность, он стал убежденным велотуристом. Дальние маршруты ничуть не пугали, наоборот, манили словно магнитом. Так, год назад, с помощью моего хорошего знакомого, Александра Летунова, отца Эдуарда, в “Эзерземе” появилась статья о трех латвийских путешественниках, дерзнувших первыми в республике улететь на таинственный остров Мадагаскар. Очень трудное путешествие, казалось, надолго охладит пыл искателей дальних, опасных приключений. Как бы не так! Нынче все та же латвийская троица вместе с российскими собратьями по экстриму отправилась еще дальше — за 12000 километров по прямой в Океанию — загадочную часть света. И когда по завершении месячного турне подсчитали покоренное расстояние — набежало сорок тысяч километров! Как рыбак рыбака видит издалека, так и надежных спутников в дальний и рискованный путь рижане нашли с помощью всемирной паутины. Вся шестерка — как на подбор, да и главный географический интерес совпал — побывать на острове Папуа, где еще в позапрошлом веке странствовал английский мореплаватель Джеймс Кук, руководитель трех кругосветных путешествий, открывший многие таинственные острова в Тихом океане. Век спустя русский этнограф Миклухо-Маклай, исследователь Океании, тоже гостил у папуасов. Однако, в отличие от Кука, ему посчастливилось не только вернуться живым, но и описать таинственные страны. Наша шестерка, тщательно готовясь к такому путешествию, конечно же, проштудировала географические труды Миклухо-Маклая.

Расставаясь с Эдуардом в прошлом году, мы договаривались, что первыми впечатлениями о новом путешествии он поделится на родине — в Краславе. Хорошо помню, что я еще просил своего увлеченного земляка во время фотосъемки тщательнее всматриваться в лица аборигенов, что он и сделал. В условиях стопроцентной влажности Эдуарду удалось сделать и сохранить большинство редких кадров: то было путешествие во времени — на несколько веков назад.

Вначале представим всех участников дерзкой экспедиции. Рижская супружеская чета Михаил и Вия прошли испытания труднейшим веломаршрутом не только на Мадагаскаре, так что в них Эдуард был уверен на все сто процентов. Москвич Александр больше путешествует, нежели живет в столице Российской Федерации. Финансовые возможности оставим “за кадром”, но факт остается фактом: Александру удается ежегодно совершать пять-шесть дальних странствий. В послужном списке — посещение Непала, Лаоса и фанатичная преданность странам Азии. Представитель старинного русского града Владимира по имени Михаил тоже неизлечимо болен Азией. А вот шестой путешественник — Дмитрий из Санкт-Петербурга — имеет двойной географический интерес: к странам Латинской Америки и Южно-Азиатского региона. Виртуальное знакомство в реальное трансформировалось уже в пути — и в Объединенных Арабских Эмиратах, и в Джакарте. Быстро сошлись, словно старые знакомые, а затем сообща наметили веломаршрут.

Остров Папуа делится на две части. Западная принадлежит Индонезии, восточная — государству Папуа Новая Гвинея. Для начала отважная шестерка избрала более обжитую половину — западную, хотя, как позже выяснилось, понятие “цивилизация” очень относительно. И не подверженные временным переменам папуасы — это не плод фантазии наших путешественников, а настоящее лицо острова Папуа. В глухих деревнях, окруженных джунглями, иные племена стеснялись фотоаппаратов редких туристов. Но европейцы вели себя вполне корректно, тщательно всматриваясь в лица папуасов и индонезийцев, не обращая внимания на наготу.

Три четверти острова занимают джунгли, которые, как и сотни лет назад, кормят туземцев. Охотники, рыболовы, земледельцы реализуют немудреный товар в городах, добираться до которых приходится по очень плохим дорогам. Лишь в первой половине пути латвийско-российским путешественникам повезло передвигаться по асфальту, но при этом крутые подъемы приходилось преодолевать… с велосипедами в руках, да и спуски были не менее коварны. Случалось даже, подводили тормоза. Вторая часть пути — сплошная полоса препятствий: грязь, камни, а то и вовсе полное бездорожье. При наличии двух навигаторов приходилось блуждать, и однажды чудом подвернувшийся джип спас европутешественников от коварной западни джунглей.

“На велосипедах и на пароме удалось преодолеть 850 километров адского пути, — вспоминает Эдуард. — Температура воздуха 32-37 градусов в тени, на солнце термометр зашкаливал за 60. Тропическое солнце сжигало кожу, каждый из нас выпивал в день 5-6 литров воды, которую мы набирали в ручьях и речках, пропуская через прихваченные с собой фильтры. Ссадины и раны, без которых невозможно было обойтись, практически не заживали. Профилактические прививки спасли нас от очень распространенных здесь заболеваний гепатитом и малярией, что в итоге помогло завершить долгое путешествие без особых чрезвычайных происшествий”.

Вместе с автором уникальных кадров, добытых неимоверным трудом, мы долго листали страницы электронного дневника, что отчасти помогло и мне вжиться в весьма необычную тему. Не скрою, по-хорошему позавидовал первооткрывателям фантастических маршрутов. На острове Папуа латвийские велотуристы побывали впервые. И, готовя очередные путевые заметки к публикации, мы договорились в этот раз сделать акцент на фотографиях. Лучше один раз увидеть…

(Окончание следует).

Алексей ГОНЧАРОВ.

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Alda, Maruta

Партнеры

  • Latvijas Reitingi