Проблема отцов и детей стара как мир. Новые времена реальной демократии, когда права и свободы личности отодвинули на второй план фактор ответственности, обернулись в Краславе такой раскрепощенностью, что в ночи так называемого молодежного досуга затрещали посаженные деревца, зазвенели разбитые окна, не выдерживают напора даже металлические стойки дорожных знаков, мощные деревянные опоры стационарных стендов туристической информации.
На протяжении многих лет публикации на злободневную тему с фотообвинениями не сходят со страниц нашей газеты. К сожалению, большинство подобных правонарушений с явно молодежным почерком остаются безнаказанными, что провоцирует рецидивы. Достаточно вспомнить сожженное дорогостоящее художественное панно на городской эстраде. Имена авторов ночных похождений так и остались неизвестными, что дает повод в очередной раз восклицать: “Куда смотрит полиция?!”
Всеобщая автомобилизация — фактор, конечно же, отрадный, свидетельствующий о некотором росте благосостояния народа. Не о новых автомашинах речь, но все же… Вот уж действительно, собственный транспорт стал не роскошью, а средством передвижения, что неожиданно для всех обернулось серьезной угрозой. За доступность иномарок для легкомысленных юнцов при попустительстве родителей мы начинаем расплачиваться жизнями. Еще не улеглась боль утраты от новогодней трагедии, а великая беда могла повториться. В ночь на 15 ноября подгулявшая четверка, потеряв ориентиры во времени и пространстве, припарковалась в дерево сквера с такой силой, что вызволять парней из искореженного кузова пришлось спасателям. А если бы “SAAB” вспыхнул? Ведь бампер улетел за три десятка шагов. На месте ДТП мой хороший знакомый по имени Эрнест рассказал, что сообщал в полицию самоуправления об агрессивном водителе серой иномарки фирмы “SAAB”, представляющем угрозу для окружающих. Другой краславчанин по имени Борис тоже поведал мне, что похожее серое авто чуть не сшибло его на пешеходном переходе. Он собирался об этом сообщить в дорожную полицию, но не успел.
Возникает закономерный вопрос: рядовых горожан волнуют вконец обнаглевшие молодые водители, а почему эту проблему не замечают дежурные патрули? Или сотрудники дорожной полиции предпочитают воспитывать нас, автоводителей, из-за укрытия с радаром? Если бы профилактическая работа была на должном уровне, то и недавней аварии на перекрестке улиц Базницас и Райня не произошло.
Продолжить злободневную тему молодежной агрессии я предложил руководителю полиции самоуправления Краславского края Петерису Яцине. Гость редакции, как говорится, с порога подтвердил, что действительно получал информацию об агрессивной езде водителя иномарки, совершившей ДТП. Но сообщение поступило как раз накануне того злополучного четверга, так что времени на проведение профилактической беседы просто не было. Вообще-то штат полиции самоуправления из пяти человек в своей деятельности уделяет профилактической работе особое внимание. Сотрудники постоянно бывают в проблемных семьях, а также в школах. Проходят беседы и с потенциальными нарушителями в местах проведения массовых мероприятий, на вечерних и ночных улицах города. “Муниципалы” работают в тесном сотрудничестве с социальной службой и сиротским судом.
— С последней нашей встречи в редакции прошло года четыре. Есть ли сдвиги в решении молодежных проблем, которые в городе, а теперь и в крае были, есть и будут?
— Безусловно, некоторые позитивные изменения есть. Пошли на убыль факты вандализма на ночных улицах, что свидетельствует и об активизации правоохранительных органов, и об эффективности установки видеокамер наружного наблюдения. Кстати, в сфере поддержания общественного порядка мы работаем во взаимодействии с сотрудниками госполиции. С полным основанием заявляю, что значительно спокойнее в ночное время стало с момента закрытия “Зодиака”. Теперь молодежь собирается в “Тодесе”, и там вести контроль за соблюдением общественного порядка проще.
— Меняются времена и нравы, и как-то не в пользу молодежи. Когда мы были молодыми, Дом культуры в основном работал на наши интересы. Регулярные вечера отдыха, живая музыка, танцы, буфет, да и стены культурного центра нас и воспитывали, и дисциплинировали. Было время, когда даже к вечерним нарядам предъявлялись требования. Сейчас я стал пенсионером и вдруг с тревогой осознаю, что нынешний ДК принадлежит сениорам. Вот и выходит, что мне в жизни повезло дважды, а молодежным мероприятиям там как бы и места нет. Очень редко проводятся дискотеки, не работает кафе, которое, на мой взгляд, тоже входит в комплекс индустрии досуга. Так родилась пагубная привычка распивать спиртное за углом, в парке на скамеечке, а то и в автомашине. Не раз со страниц “Эзерземе” звучало предложение осуществить эксперимент: во время проведения дискотек и молодежных мероприятий в ДК открывать соседний “Эдамнамс”, где в уютном современном интерьере молодые пары смогли бы приятно провести время, а уж потом отправиться потанцевать.
— Опасаюсь, что мера запоздалая, уж слишком укоренилась привычка “разогрева” перед дискотекой, так сказать, в приспособленных условиях. Определились и места предварительного времяпрепровождения — в машинах на автостоянках городской площади и у торгового центра “Максима”. Боюсь, что переломить эту молодежную традицию уже невозможно. В общей массе наш молодой народ беден, и с такими деньгами в кармане лишь на пару банок пива в кафе или бар девушку не пригласишь.
— Да ведь и некуда пригласить! В памяти взрослых краславчан еще хранятся приятные воспоминания о ресторане “Даугава”, где даже оркестр играл.
— Живая музыка современную молодежь не интересует. Согласен, потребность в приличном ресторане в городе есть, особенно в свете развития туризма. Богатые интуристы в Краславе не редкость, и летом они зачастую спрашивают: “Где у вас в городе ресторан?” Открытие современного богатого заведения требует солидных финансовых вло-жений, и, думаю, зная уровень благосостояния краславчан, предприниматели не скоро пойдут на реализацию явно рискованного проекта. Поэтому “Марите” еще долго будет совмещать функции кафе, ресторана и бара.
— Согласно обязывающим правилам самоуправления, не допускается присутствие несовершеннолетних в заведениях, где ведется продажа спиртных напитков. С другой стороны, самый дискотечный возраст — с пятнадцати-шестнадцати лет. И, повторюсь, дискотека без бара — неполноценное мероприятие, альтернатива которому — зауголье. Тупиковая ситуация?
— Есть такая проблема, и нам не следует изобретать велосипед. Муниципальные власти других городов разрешают посещение дискотек и прочих вечеров отдыха с 16 лет, но при этом требуют более строгого контроля над работой кафе и баров. В наших условиях, на мой взгляд, во время массовых мероприятий в ДК можно разрешить продажу только некрепких спиртных напитков, и это стало бы компромиссным вариантом.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к родителям. Проблема молодежной развязности, даже агрессии существует, и в этой связи воспитательная роль семьи должна возрастать. Зачастую один или два родителя в поисках достойного заработка длительное время находятся за рубежом, и таким образом материальные цели отодвигают на второй план задачи нравственные. Ведь все мы мечтаем вырастить из детей здоровых, образованных, счастливых людей. Думайте об этом везде и всегда. Более внимательно следите за времяпрепровождением школьников, семь раз взвесьте, прежде чем доверить своим любимцам ключи от автомашины. Нужна помощь — обращайтесь ко мне по телефону 26592440. Великое несчастье легче предупредить.
Алексей ГОНЧАРОВ.