Священник — инструмент Христа во благо Его Церкви

В этом году исполняется 150 лет со дня кончины святого Арсского пастыря, священника Иоанна Марии Вианнея (1776-1859).

В 1929 году церковь провозгласила его небесным покровителем приходских настоятелей всего мира. Этот французский священник на протяжении всей жизни верой и правдой служил в небольшом Арсском приходе, насчитывавшем всего 230 человек.

Он оказывал помощь сирым и убогим, посещал прихожан дома, многие часы молился и проводил в исповедальне. Господь наделил своего преданного пастыря душ способностью заглядывать в человеческое подсознание, прошлое и будущее. Молва о его святости довольно быстро разошлась по ближней и дальней округе. Толпы народу устремились в маленький Арсский костел, за год здесь побывало до 100 тысяч паломников. Они терпеливо, иногда несколько дней, простаивали в очереди, чтобы исповедаться у святого пастыря. Сам он проводил в исповедальне до 17 часов в сутки.

Пылкое служение Господу, незаурядные способности, высокая нравственность — из-за этих качеств еще при жизни люди звали его святым. В силу святости его прах после смерти не истлел, а по-прежнему, как святая реликвия, хранится в Арсской базилике.

29 июня завершается юбилейный год, посвященный св. апостолу Павлу. Очередным годом раздумий в церковной жизни папа Бенедикт XVI провозгласил год священства. Свой выбор Святой отец аргументирует круглой датой со дня смерти святого Арсского пастыря. О начале года священства папа объявит в канун праздника Пресвятого Сердца Иисуса, 18 июня, молебном, посвященным 150-летию смерти Иоанна Марии Вианнея. А завершится год 19 июня 2010 года.
В этой связи наше интервью с ксендзом Ландкоронского и Бересненского приходов Айваром Курситисом.

— В чем суть установленного Христом священства?

— Священство — это и жертва, и служение одновременно. Жертва — Господу, служение — людям.

Священник — это человек, призванный продолжать спасительную работу здесь, на земле, священство — это любовь к Сердцу Иисуса, — говорил Арсский пастырь.

Христос зовет нас. На Его полный любви призыв “Следуй за Мной!”, надо отвечать согласием. Этим “Да!” мы всецело отдаем себя в руки Христа. Пастырь служит не от своего, а от Христова имени и с Его благословения.

Как гласит Католический катехизис, на всех трех ступенях — епископа, ксендза и диакона — мужчина возводится в сан священнослужителя сакраментальным действием, именуемым рукоположением. Особой милостью Святого Духа пастырь обретает неизгладимую печать, наделяется Христовой властью и становится инструментом Христа во благо Его Церкви. Основное право священника — служить Евхаристию или святую Мессу, принимать исповедь, осуществлять таинства.

— Почему лично Вы выбрали священство?

— За такое призвание молились многие. Огромное значение имела, конечно, семья. С юных лет меня воспитывали в духе христианства. И родная мама, и приемная — Стефания — много молились, водили меня в костел. А началось все, когда мне исполнилось двенадцать лет, и я стал прислуживать у алтаря.

Укрепило же мои убеждения общение с ксендзами. Вначале — с Феликсом Ципрусом, пастырем Скайстского прихода. А когда стал учиться и прислуживать на святых Мессах в Краславе, меня опекали и наставляли декан Язеп Лапковский, молодые священники Базилий Павелко и Айвар Таукуль. Как я уже говорил, за меня молились очень многие.

— Каждый день Вы служите святую Мессу, Ваши руки касаются святого Тела Иисуса. Что это значит для Вас?

— Это великое таинство мы постигнем лишь тогда, когда окажемся на небесах. Каковы мои ощущения? Особые, необычные. Когда произношу слова “Возьмите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Мое, которое за вас предается” и “Примите, пейте от нее все, ибо это есть чаша Крови Моей нового и вечного завета, которая за вас и за многих прольется во оставление грехов. Это творите в воспоминание обо мне”, озаренный верой, понимаешь: вот та власть, которая силой Святого Духа превращает хлеб в Тело Христа, а вино — в Кровь Христа.

Отчетливо осознаешь, что произошло чудо, и освященные хлеб, вино — уже не те, что были прежде. Священнику разрешается принять Святые Дары в виде хлеба и вина. Однако то же самое может ощутить и верующий — когда во время святого причастия принимает Тело Христа. Эти чувства трудно передать, настолько остро ощущается близость к Господу, единение с Ним.

— Не превращается ли святая Месса с годами в рутину?

— Чтобы этого не произошло, надо без устали работать. Если за день священник жертвует одну Мессу, то все в порядке. Если их несколько, то уже трудно, в том числе физически. Требуются огромные духовные усилия, чтобы Месса жертвовалась сознательно.

Не знаю, как другие священники, но я целиком отдаю себя святой Мессе. Когда по воскресеньям отслужу вначале в Ландскороне, затем в Бересне, прежде чем делать что-то дальше, требуется отдых.

— Что ощущает пастырь, выслушивающий множество исповедей и именем Господа отпускающий грехи?

— Всякий раз, когда захожу в исповедальню, призываю Святого Духа. И Его присутствие чувствуется. Люди приходят с самыми разными проблемами. Что-то сказать от себя каждому, кто исповедается, очень трудно. Много раз во время исповеди я ощущал присутствие Святого Духа. Когда что-то произносишь, даешь совет, то знаешь — сам по себе ты этого сказать не мог. Значит, действует Святой Дух.

И еще. Не следует пропускать через себя каждый грех. Священник обязан лишь выслушать, если нужно, дать совет и от имени Христа отпустить грехи. Из исповедальни запрещено что-то выносить, чтобы не поддаваться искушению по неосторожности сболтнуть лишнее.

— Уже десять лет Вы служите пастырем душ в разных приходах. Легко ли было выполнять данные обеты?

— Пастырский обет включает в себя, в том числе, послушание епископу и целомудрие. В начале служения почти каждый год меня назначали в новый приход. Непривычно, но я понимал: если епископ велит, значит, так надо, ведь через епископа действует сам Бог Святой Дух. Теперь, оглядываясь назад, понимаю, что на- чинающему пастырю все это было нужно. Сейчас у меня много знакомых в разных приходах, хорошо знаю священников, с которыми работал — Петериса Вилцана, Юриса Мукана, Андрея Аглониетиса.

Каждый из приходов дал неоценимый опыт служения, а значит, и возможность сравнивать, скажем, активность прихожан, проблемы, способы служения. Сегодня я понимаю, что поступал абсолютно правильно, когда безоговорочно подчинялся епископу. Впрочем, временами в подсознании всплывали сомнения, но стоит послушаться епископа, и тут же наступает облегчение.

— Скажите, а легко ли вообще быть священником в нашем испорченном мире?

— И легко, и трудно. В зависимости от того, как священник себя поставит. Из опыта знаю: есть люди, которые воспринимают тебя исключительно как пастыря. Другие опять же полагают, что он такой лишь в церкви, а за ее пределами — обыкновенный мужчина, сбрасывающий священство вместе с сутаной и вешающий на крючок, поэтому с ним можно говорить и поступать как угодно.

Стараюсь разъяснить, что если я, например, с тяпкой или ведром в руках в огороде или на пруду, еду в лес, занимаюсь покраской или чем-то еще, то, как и раньше, остаюсь священником. Подчас людям это трудно принять, поэтому требуется разъяснительная работа.

Быть священником в этом порочном мире, конечно же, трудно. При советской власти священнослужителей пытались очернить специально подготовленные люди. Теперь у нас демократия, каждый волен свободно выражать свою точку зрения. Вот и выражает — жаль только, что не в глаза, а за спиной. Приятного мало, но, скажу честно, мне это не мешает. Иисус говорил: “Если Меня гнали, будут гнать и вас” (Ин, 15,20). В жизни не все и не всегда гладко. И это нормально: ведь идет борьба между добром и злом, устанавливается определенный порядок вещей. Значит, жизнь продолжается, значит, все в порядке.

— Какая из пастырских обязанностей требует больше всего сил?

— Огромной духовной самоотдачи требует любая работа с людьми. Особенно при подготовке детей к первой исповеди и причастию. Учителя прекрасно поймут меня, они-то знают, как трудно работать с современными детьми. Не-мало хлопот доставляет молодежь. Ее трудно удержать при церкви. Мирское зачастую оказывается сильнее, отвращает от Бога. Если молодой человек видит, что у него есть возможность выбирать между церковью и чем-то еще, он начинает сомневаться. И случается, что отворачивается от церкви. С такой вероятностью всегда надо считаться.

— Ощущаете ли Вы поддержку приходов?

— Да, причем обоих и в самых разных проявлениях. Кстати, величина и материальное положение прихода роли не играют. Каждый из них состоит из прихожан, а с ними надо работать. Задача пастыря — принести Господу даже самую малость.

— Что вас больше всего радует, а что огорчает? Чего вы ждете от своих прихожан?

— Не только меня, но и других священников радует то, что прихожане горячо и дружно поддерживают своего духовного наставника, откликаются на все новое. Не говорю конкретно о своих приходах, но в таких случаях без исключений зачастую не обходится. И тогда начинаются трения, появляются группировки. Раскол по национальной, языковой принадлежности, интересам, еще Бог весть каким признакам сильно огорчает пастыря. В Церкви этого быть не должно, все мы — один народ Божий. Священное Писание гласит, что Господь не делит людей по национальности, языку и так далее.

И все же то, что приходы живут, что жизнь идет вперед, не может не радовать. Всегда найдется один человек или несколько, кто поддержит, что-то предложит и сделает, чем-то заинтересуется.

— С вашей точки зрения, что надо делать, чтобы призыв Господа “Следуй за Мной!” расслышало как можно больше молодежи?

— Епископ Янис Булис недавно порекомендовал создать в приходах группы молящихся и вовлечь туда молодежь. Задача нелегкая: молодые не привыкли изо дня в день молиться. Воспитание в духе христианства надо начинать сызмальства. Хотя… Даже такой человек на каком-нибудь из этапов своей жизни может отвернуться от Церкви, от Бога. Тем не менее, ранний посев однажды все равно даст всходы. Если детей привести в группы молящихся, хор, если им там станет интересно, то они не уйдут из прихода. И наоборот: как только они утратят интерес, тут же отвернутся. Проблема заключается в том, что ребенка не научили искренне молиться, вступать в близкие отношения с Богом.

При советской власти детей готовили к первой исповеди и первому причастию. Более глубокий фундамент не закладывался. Да и теперь к первому причастию приходит 40-50 детей, а уже в следующее воскресенье на Мессе видим двух-трех. Все потому, что семьи не практикуют жизнь с молитвой. И все же нельзя опускать руки, будем надеяться, что пусть через много лет, но доброе семя все же даст плоды.

— Ряд прихожан как бы выпал из христианской жизни. Подчас дети, осваивающие катехизис или посещающие уроки христианского учения, знают больше, чем их родители и даже бабушки.

— В этой связи у меня есть хорошие примеры. Когда я обслуживал приход в Ницгале, волостная библиотека организовала встречи с ксендзом. Запомнились вечера вопросов и ответов. С духовной литературой тогда еще было туго, и верующие просвещались таким вот образом.

Готовя детей к первому причастию, на занятия по катехизису приходили мамы и бабушки. Так вот: по их же словам, о многих вещах они услышали впервые, хотя позади уже, считай, половина, а то и вся жизнь.

Рекомендую верующим преодолеть инертность, застенчивость и смело интересоваться тем, что вам непонятно или неизвестно. Тем более что теперь существует масса возможностей: литература, Интернет, телевидение. Если я хочу жить по заповедям, принимать Святые Дары, то обязан привести себя в порядок. Требуется постоянное обновление, возвращение — чтобы не засасывала рутина.

— Возможно, вы еще что-то хотите сказать верующим…

— Не бойтесь священников! Ведь как бывает: не пойду к ксендзу, лучше обращусь к викарию. Или — спрошу у бабульки, приближенной к костелу и ксендзу. И вот бабушка начинает вещать от имени других. Но почему бы не обратиться напрямую к священнику? Не чудовища же мы, в самом деле! Приходите, звоните, спрашивайте! Прямой контакт — это всегда полезнее, надежнее.

— Через несколько дней, 30 мая, Вы отметите 10-летие рукоположения в священники. От имени читателей страницы “Духовность” поздравляю Вас с этой знаменательной датой. Да благословит Господь ваши труды, даст сил не спасовать перед трудностями, избежать искушений, жить согласно призванию!

Геновефа КАЛВИША.

Епископ Янис Булис возводит в сан священника Айвара Курситиса (30 мая 1999 года).

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Sandis, Uldis, Ulvis

Партнеры

  • Latvijas Reitingi