Поможем старейшему костелу Латгалии!

Аулейский католический приход 19 июля отметит 300-летний юбилей своего костела. Для того чтобы принять гостей этого замечательного праздника в чистом, прибранном, красивом храме, делается очень много.

О том, чего удалось достичь, а также о существующих проблемах за несколько недель до торжества рассказал Айвар Умбрашко, который в то время еще был главой самоуправления.

— Практически в каждой волости есть храм, построенный несколько веков назад. Наш нынче отмечает свое 300-летие. Три столетия — срок немалый. Особенно поражает то, что наши предки в 18-м веке смогли возвести такое основательное здание, которое и сегодня отлично функционирует. И нет особых причин беспокоиться, что все это вскоре разрушится. Однако проблемы все же существуют.

Они, конечно, случаются с каждым храмом. Но в нашем случае есть своя специфика — костел очень древний. Основная проблема — состояние стен, виной этому — сырость. Осенью, зимой и весной наружные стены становятся влажными, вплоть до внутренней отделки. В результате этого внешний вид храма стал непрезентабельным, здание разрушается.

О путях решения этой проблемы я задумался много лет назад. Благодаря поддержке Союза Зеленых и крестьян, и лично депутату сейма, президенту Латвийского детского фонда Андрису Берзиньшу, при внесении поправок в бюджет 2004 года нам было выделено 10 тысяч латов, предназначенных именно для ремонта наружных стен, фасада костела.

Самоуправление добавило 9 тысяч латов, и уже в 2005 году мы смогли проделать колоссальную работу. Привели в порядок фасад, покрасили его. Теперь приятно приходить сюда самим, не стыдно и перед гостями. Причем это оценил каждый: “облезлый” некогда костел стал выглядеть намного лучше. Меня — и как человека, находящегося у власти, и как прихожанина, — радует то, что всю эту работу нам удалось завершить до юбилея.

Однако тревога все же осталась. Нет изоляционного слоя между фундаментом и кирпичной кладкой над ним. Видимо, в свое время в качестве изоляции здесь использовали бересту. Она, разумеется, уже сгнила и больше не может обеспечивать нормальную изоляционную функцию. Поэтому влага, поступающая от фундамента, с дождливой осени до самой поздней весны, разрушает все здание, уничтожает отделку стен.

Мы много работаем над этой проблемой. В сотрудничестве с Государственным агентством занятости приняли на работу женщину, задача которой — не только обкашивать траву, ухаживать за цветами и за всеми окрестностями костела, но и открывать в солнечные дни все двери, чтобы возникал сквозняк. Это позволяет проветривать помещение и регулировать влажность.

В результате таких мер пропадает плесень, не повреждается краска на стенах.
Три года назад мы удачно стартовали еще в одном проекте. Тогда удалось получить деньги на прокладку водостоков — чтобы вода с крыши уходила в землю и не портила стен. После неудачных попыток, которые продолжались лет пять, нынче, благодаря Государственному инспектору по охране памятников культуры Дзинтре Букевиче, наконец получили две тысячи латов на проведение водостока за садовый вал и оборудование дренажной системы. И пусть эта сумма наполовину меньше необходимой, которую мы запрашивали, после празднования юбилея храма мы планируем провести дренажные работы хотя бы в тех местах, где проблемы наиболее серьезные.

Пару лет назад мы успешно сотрудничали с реставраторами из Польши, которые осознали наши затруднения, оценили состояние икон, одну из них обновили. Они посоветовали нам здраво отнестись к ремонту здания и не стараться подогнать все под евростандарты. Ведь в этом случае существует опасность потерять оставшееся историческое наследие, в том числе и изначальный внешний вид костела. Возможно, под слоем краски на внутренних стенах здания сохранилась первоначальная декоративная штукатурка. Здесь необходимо проводить реставрацию, иначе мы рискуем все испортить.

— Кроме этого, была проведена серьезная работа по благоустройству территории.

— Да. Сырость на стенах распространялась также из-за больших деревьев, которые росли у костела. Когда наступала осень, листья падали на крышу, забивались водостоки, и вода стекала по стенам. Кроме этого, деревья заслоняли солнце, не позволяли ветру свободно обдувать здание. Пригласили комиссию из Инспекции по охране памятников культуры. Ландшафтный архитектор и специалист окружающей среды оценили состояние храма и дали разрешение спилить старые деревья, которые стали серьезной угрозой для сохранности костела. Работы эти уже завершены.

Вокруг храма у нас растет большой сад. Мы запланировали и его благоустройство. Уже готовы эскизы, наброски. В саду посадим туи. После того, как приведем в порядок водостоки, хотим завершить также ремонт ограды. В общем, работы — непочатый край. Но из-за нехватки денег делаем лишь то, что можем себе позволить.

— Насколько активное участие в работах принимают прихожане?

— Перво-наперво хочется поблагодарить людей, которые, даже в нынешних условиях низкой платежеспособности, активно жертвовали на храм. Эти средства мы вложили в ремонт ризницы, покраску потолка, стен, пола. Конечно, тяжелая экономическая ситуация является серьезным барьером. Молодое поколение и люди среднего возраста не особенно привязаны к церкви, не осознают ее проблем. А вот пожилые помогают, в меру своих возможностей. Активно действует приходской комитет под руководством Айвара Ванага. Это очень отзывчивый человек, часто приходит на помощь с трактором. Наш пробст Феликс Ципрус также осознает проблемы костела. Он лично пожертвовал 800 латов. Спасибо всем, кто помог — не только деньгами, но и советами, техникой, своими руками.

Работы еще действительно много. Сегодня все убираем, моем, приводим в порядок. Приятно, что мы наладили неплохое сотрудничество с предпринимателями. Например, до начала торжеств планируем с помощью мощного пылесоса максимально привести в порядок большой алтарь, лампы, стены. В этом нам согласились помочь те же специалисты, которые занимались подобными работами в Дагдском костеле.

— Возможно, приходам следовало бы объединиться и общими силами завершить начатую в старейшем храме Латгалии работу?

— Это действительно было бы здорово. Хотя, знаю, что состояние многих других костелов также не назовешь хорошим. В сравнении с ними наш выглядит очень даже неплохо, примерно на среднем уровне. Во многих храмах ситуация намного более плачевная. Тем не менее, Аулейский костел, по причине своей древности, имеет определенный статус. Поэтому помощь, оказанная ему, могла бы стать делом чести каждого христианина.

— Я, со своей стороны, призываю все приходы Латгалии, а особенно вновь созданного Краславского края, всех бывших жителей Аулеи стать участниками этой благотворительной акции. Каждый из нас, при наличии доброй воли, даже в это нелегкое время может помочь — пусть несколькими латами или даже сантимами, — завершить начатые в старейшем храме Латгалии работы.

— Это благотворительное мероприятие действительно могло бы стать примером того, как следует решать наболевшие вопросы в будущем крае. Думаю, аулейцы также не откажут в помощи другим, когда это будет необходимо.

Записала Геновефа КАЛВИША.

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Zigfrīda, Zigrīda, Zigrīds

Партнеры

  • Latvijas Reitingi