“А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира” (Гал, 6,14).
Горжусь ли я знаком освобождения?
Вправе ли я, так же, как святой Павел, утверждать, что горжусь Христовым крестом? Вправе ли я считать себя одним из христиан, однажды давшим обет нести крест, следуя за нашим Спасителем?
Сегодня тоже многие дороги ведут “на Голгофу”. Этот крестный путь совершают люди, которые еле держатся на ногах от голода, на лицах и теле которых лежит печать невыносимой боли и страданий, сломленные несправедливостью, кричащие от отчаяния, пытающиеся от чего-то убежать, замученные неразрешимыми проблемами, недугами и разными несчастьями. Все они подавлены, ибо не находят ответа на один вопрос: за что?
Не исключено, что мучит он и тебя. Тогда подними взор к распятому на кресте Спасителю! Всмотрись в его раны, в огромные железные гвозди, в острый терновый венец, в крупные капли крови, в Его истерзанную Плоть. Не кажется ли тебе, что глаза Распятого на Кресте обращены прямо к тебе, что они все видят, все понимают? Что Он расспрашивает тебя, пытаясь проникнуть в душу? Что Он склоняется над тобой и утешает: “Не тревожься, дитя мое, Я могу тебе помочь, если ты этого хочешь”? Его взгляд, отягощенный муками за все наши смертные грехи, как бы вопрошает: “Желаешь ли ты остаться преданным Мне? Выбирай, на чьей ты стороне — любишь ли Меня, распятого на кресте, или остаешься с Моим ненавистником и предателем рода человеческого?”
Прежде чем что-то ответить Ему, хорошо подумай! В мире идет безжалостная война. Между тьмой и светом. Между добром и злом. Между ненавистью и любовью. Между Христом и антихристом. Крест — ярчайшее проявление этих противоречий. В наше время сторонники антихриста поносят его так яростно, как никогда еще. Мир ропщет, плоть страдает, сатана ждет своего часа… Но человек выстоит — если незыблемой твердыней для него станет Крест Господний.
Свои сегодняшние страдания мы осознаем лишь после того, как проникнемся пониманием мук Иисуса Христа, завершившихся на Голгофе. Мы не впадем в отчаяние, если будем задумываться о кровоточащих ранах Христа, и они станут для нас убежищем. Прислушаемся к словам святого Августина: “Несколько коротких часов, проведенных у Твоего святого креста, укрепляют намного больше, чем все радости мирские вместе взятые”.
“Это сила Божия”
Страдания Христа и Его смерть на кресте сделали крест самым святым, самым почитаемым знаком. В нем сосредоточилась вся сила Господа и Святой Троицы.
Крест, на котором выгравирован, вырезан, нарисован либо как-то иначе воспроизведен образ Христа, называется распятием. Второй Никейский консилиум (787 год) возвестил: признавая и почитая распятие, мы признаем и чтим того, кто его представляет. Присутствие распятия и почести в его адрес являются олицетворением суверенной власти Христа, знаком благословления и милостей, средством защиты от злых духов. Поэтому на алтаре или над ним во время св. Мессы непременно должно присутствовать распятие. Крест красуется на груди героев: у христиан ордена принято отливать в виде креста. Крест присутствует в королевских коронах, венчает шпили храмов. Церковь призывает держать крест в школах, больницах, дома, на работе, носить на груди. Св. Павел говорил: “Ибо слово о кресте — сила Божия” (I Кор, 1,18).
Католики ряда стран традиционно устанавливают придорожные кресты. В Латгалии возле таких крестов проходят майские песнопения. В старину на крестах у дороги можно было прочесть: “Я это делал для тебя. А что ты делаешь для Меня?”
Квинтэссенцией веры является крестное знамение — знак нашего избавления. Мы крестимся, благословляя себя и других, вещи и предметы, входя в храмы, до и после службы, завершая день молебнов или важное дело, а также когда сталкиваемся с искушением или опасностью. Родители из глубоко верующих семей осеняют крестным знамением детей, когда они идут к первой исповеди, святому причастию, под венец, в школу, на работу, пускаются в дальнюю дорогу, а также вечером, перед отходом ко сну. Наши предки имели обыкновение перекрестить хлеб, прежде чем отрезать от него горбушку. “Приходя и уходя, одеваясь, умываясь, принимая пищу, ложась спать, да и вообще, что бы ни делали, мы осеняем себя святым крестом” (Тертуллиан).