Когда внешнее изящество человека совпадает с богатством внутреннего мира, вот тогда и восхищает нас привлекательность - в самом возвышенном понимании значения этого слова. Подлинная женская красота божественна, а лицо – это зеркало души.
Статная, грациозная, эффектная и в то же время сдержанная... Изредка ко времени и месту улыбка, излучающая спокойствие. Все эти мимолетные наблюдения – комплименты в адрес коренной дагдчанки, которой любуюсь не один год. Илзе Тукиша всегда на виду – в школе, во время городских и краевых массовых мероприятий, да и невозможно представить большой концерт без неё. Её сильное сопрано звучит в костельном многоголосье под старинными сводами католического храма, а альт украшение хора «Vēju roze». Как и фольклорного ансамбля «Olūteņi», в котором Илзе поет без малого десять лет. Руководитель Дагдского фольклорного центра Инта Вилюма называет её правой рукой. И не раз мне приходилось видеть Илзе в качестве соведущей фольклорных фестивалей. Жаль одного: не довелось наблюдать педагога начальных классов на уроках, однако убежден, что и в школьных стенах внешнее материнское обаяние – ключ к детским сердечкам. Вот и Айя Уткина, коллега Илзе по педколлективу, подтвердила: «Профессионал высокого класса, непременный творческий подход в работе с детьми и родителями. У Илзе есть что позаимствовать!» В год столетия Латвийской Республики Илзе Тукиша была удостоена звания «Учитель года».
Богатый внутренний мир – это, как правило, семейное наследие. Любовь к народным традициям от двух бабушек: латгальской Анны и видземской Велты, да и родители Илзе – уважаемые в Дагде люди. В этом роду поговорка «Без Бога ни до порога» - основа воспитания и смысла бытия. Искреннее служение католической вере - с малых лет. И своих детей Илзе и Гунтис воспитывают на религиозных и народных духовных ценностях и традициях.
Было дело, как-то хранительница фольклора Инта Вилюма обратилась к Илзе с просьбой временно подменить певицу в ансамбле, а та вдруг поняла: это моё! Да и в целом в «Олутенях» случайных людей нет, в ансамбль с республиканской известностью приходят всерьез и надолго. А частые приглашения на гастроли – это возможность и себя показать, и на других посмотреть. Ведь фольклор – это неисчерпаемый кладезь многовековых ценностей, прекрасный шанс не только сохранять, но и развивать немеркнущие традиции бабушек-прабабушек. Ведь новое – это хорошо забытое старое, кто возразит? Взять тех же ряженых, маски... Все не только продолжается, но и возрождается совершенно в ином качестве. Главное – чтоб интерес не угасал. Результат закономерный: коллективные идеи трансформируются в проекты. Ни минуты покоя!
Чтобы уговорить Илзе на откровенный разговор, пришлось приехать в Дагду на семинар по народным традициям, где моя любознательная собеседница с удовольствием почерпнула нечто новое. Слово за слово, и мы коснулись самой злободневной темы – угасающей без людей Латгалии. Сама Илзе признается, что у неё никогда в мыслях не было покинуть даже на время отчий дом. После окончания Дагдской средней школы осознанно поступила в Резекненскую высшую. С дипломом учителя начальных классов посчитала за счастье преподавать в родной школе, а активное участие в общественной жизни города и края незаметно придало увлеченному педагогу статус публичного человека. Одного жаль: не всегда хватает времени, зато какая интересная и насыщенная жизнь!
В наших размышлениях о приоритетах нравственных ценностей Илзе обозначила собственную пирамиду: на вершине – вера в Бога и почитание Христовых заповедей, далее – семья, затем работа с полной выкладкой, плюс творчество. В этом и заключаются секреты обретенного душевного покоя. И счастья!
По мнению героини зарисовки, соблазны нового времени сбивают с толку отдельную часть молодёжи, болеющую предрассудком – рискнуть заработать побольше и побыстрее. Поэтому иные парни и девушки с непростительной легкостью отправляются на заработки в более благополучные страны. И многие, хватив лиха на чужбине, через пару-тройку лет начинают понимать глубинный смысл песни «Ne kur nav tik labi kā mājās». Но, к сожалению, возвращаются на родину предков далеко не все. За морями соблазнов много, разочарований – ещё больше, – считает Илзе. К так называемым европейским ценностям педагог по призванию относится настороженно, не разделяя современных интерпретаций понятия семьи. И с горечью замечает, что в поколении тридцатилетних-сорокалетних за внешним благополучием нередко скрывается внутреннее одиночество, недовольство социальной несправедливостью, что и ведет к замкнутости и разобщенности. Как следствие нестабильности и стихийной трудовой миграции – старики в пансионатах, похороны родителей в отсутствие детей, не сумевших отдать последний долг отцам, матерям, дедушкам, бабушкам. Зависание молодежи в социальных сетях, чрезмерное увлечение гаджетами и компьютерами – тоже оборачивается трудно преодолимыми барьерами между отцами и детьми. Раньше люди были добрее, сердечнее, отзывчивее, - утверждает Илзе.
Рассуждая о дагдских реалиях, она откровенно говорит, что в культурном плане в крае жизнь богатая и разнообразная. И, возможно, из-за избытка предложений порой у одних возникает чувство пресыщения, других удерживают дома компьютеры и телевизоры. Только разве что-то может заменить живое общение?! А опустевшая Латвия – это проблема государственного масштаба. От себя добавлю: демократия выборов – это величайшее достижение нового времени и не вина ли каждого из нас в том, что после очередных выборов в сейм и самоуправление избирателей преследуют скорые разочарования?
Наш короткий разговор завершился в позитивном ключе. Моя визави не скрывала собственной жизнерадостности: любимая работа, песенные увлечения, постоянная возможность пополнять познания в фольклоре. И путешествовать всей семьей, в том числе и с родителями, по Латвии. Рундале, Бауска, Добеле, Лудза, замки, поместья, природные тропы... Чтобы потом возвращаться в родную Дагду, где каждый уголок знаком с детства, где жить спокойно, стабильно, уверенно. Одним словом, дом!
Алексей ГОНЧАРОВ.