Беседа с Лидией Миглане, руководителем Управления образования Краславского края
Лидия Миглане, руководитель Управления образования Краславского края:
В Латвии существует три различных типа обучения, которые не предполагают регулярного ежедневного посещения школы учениками. Это дистанционное обучение, обучение на дому и семейное обучение. Причины перехода на каждый из этих типов обучения и сам процесс обучения различаются.
Начну с самого, в каком-то смысле, простого — с обучения на дому. Обучение на дому производится силами приходящих педагогов и к нему обращаются тогда, когда ребенок, в силу разных, но объективных причин, не может физически посещать школу. Причем, если такая невозможность возникла неожиданно и не предполагается, что она продлится долго.
Обучение на дому — это временная, чрезвычайная мера, это способ предотвратить большой пробел в обычном обучении. Например, если ребенок, посещавший школу обычным образом, вдруг из-за травмы или болезни оказался неспособен ходить туда регулярно в течение длительного времени. Времени, настолько длительного, что пропуск такого размера может просто-напросто лишить ребенка шансов нормально закончить год, догнать свой класс и так далее. В таком случае школа, при наличии возможности, может организовать визиты преподавателей на дом к ученику — и преподаватели работают с учеником дома, практически индивидуально. Правда, практически всегда это не то же самое количество часов, которое ученик получал бы при посещении школы, это обычно меньше — потому что сама возможность педагогов посещать учеников на дому, даже при необходимости, она не предусматривается как норма, это, повторюсь, именно чрезвычайная мера. И не только чрезвычайная, но и временная — по закону, такое обучение не может длиться более шести месяцев. Если требуется пребывание дома на больший срок, то прибегают к другим формам обучения вне школы.
Следует сказать, что причиной пребывания ребенка дома и перехода его в рамках вышеупомянутого срока на обучение на дому может быть не только его физическое, но и его душевное, психологическое состояние — проблемы такого рода тоже могут быть достаточной причиной ребенку оставаться дома, получать соответствующий уход и внимание со стороны близких и специалистов. Однако, во всех случаях пребывание дома, обоснование такого пребывания и, соответственно, просьба к школе об организации обучения на дому начинается с установления диагноза или другого объективного, официального процесса, ведущего к официальному, объективному, профессиональному заключению о том, что ребенку в школу ходить длительное время невозможно или противопоказано. Такое заключение выдает ПМК — педагогическая медицинская комиссия. Сама семья не может по собственной инициативе прибегнуть к такой форме обучения.
Стоит повторить, что такое обучение, обучение на дому, по сути, и не является отдельной формой обучения, в такой форме обучение нельзя по закону организовать и закончить как основное. Это заплатка, способ решения временной проблемы с невозможностью посещения. Чрезвычайная мера, а не разновидность нормы.
Следующая форма обучения вне стен школы, в отличие от обучения на дому, рассматривается законом уже как нормальная, одна из нормальных форм обучения — это обучение дистанционное. Находясь на дистанционном обучении, можно окончить целый учебный год или несколько лет — закон не считает такую форму в чем-то ущербной. А само появление такой формы было вызвано к жизни распространенными обстоятельствами. Например, латвийские родители проживают за границей, проживают постоянно или большую часть каждого года. И дети живут с ними. А родители при этом хотят, чтобы их дети учились именно в латвийской школе, на латышском языке, проходили латвийские программы по всем предметам, сдавали экзамены на латышском языке и сразу получали именно латвийские документы об успеваемости и окончании школы.
В такой ситуации можно прибегнуть к обучению дистанционному, которое заключается в том, что ученики точно так же как и в обычной школе, начинают занятия в определенный час, по общей для школы программе, но встречаются с преподавателем не в классе, а с помощью современных средств связи — через Интернет. Ученики в назначенное время включают компьютеры, возможно, видят и других детей своего класса на своем мониторе, учитель объясняет материал всему классу, а не персонально — в общем, все как в обычной школе, только с поправкой на расстояние и технику.
Правда, для организации обучения в такой форме тоже подойдет не каждая школа — есть те школы, кто специализируется на таком обучении или сознательно включает его в перечень своих образовательных услуг, но это не распространено повсеместно и вряд ли школа организует такую возможность по просьбе конкретного ученика. Обычно такое обучение организуется как стратегия, как изначальное намерение, план развития школы.
Свои коррективы в ситуацию с таким обучением внес КОВИД. Когда случилась пандемия, многим школам пришлось организовывать обучение в такой форме, потому что собирать детей в школах было признано небезопасным. Многие школы сумели освоить такой формат, кто-то оставил его в арсенале, кто-то вернулся только к обучению очному.
Кстати говоря, клиентура на обучение дистанционное возникает не только из-за границы. Та или иная семья может решить, что хочет, чтобы ребенок обучался не в ближайшей к дому школе, а в какой-то особенной, лучшей по тем или иным причинам для этой семьи. И в Латвии есть и ученики, и школы, которые работают по системе дистанционного обучения в рамках одной нашей страны.
Есть и еще одна, статистически значимая группа учеников, предпочитающих заниматься дистанционно. Это люди уже взрослые, которым по возрасту уже поздно ходить в школу вместе с детьми и подростками — но у которых остались незаконченными несколько классов средней школы. Раньше таким людям была прямая дорога в школы так называемые вечерние, а сейчас к ассортименту возможностей добавилось и дистанционное обучение. С другой стороны, вечерние школы в Латвии закрываются, и дистанционное образование для этой группы людей может выйти на первый план.
Наконец, третья форма обучения без ежедневного посещения школы это обучение так называемое семейное. В этом случае ответственность и труд по обучению ребенка берет на себя семья. А школа как учреждение, объединяющее компетентных профессионалов, следит за качеством обучения, проводит при необходимости консультации, снабжает учебникам и и учебными пособиями и в итоге выдает документы установленного законом образца.
Правда, в основном, такое обучение практикуется для детей возраста начальной школы — считается, что в этот период, с одной стороны, адаптация ребенка к обучению может требовать повышенного внимания со стороны близких, а с другой — материал этих классов легче давать даже непрофессионалу, члену семьи.
Но по мере усложнения программы роль профессионала в обучении возрастает, и поэтому семейное обучение для детей старше шестого класса законом не предусматривается.
Подчеркну, что во всех трех перечисленных формах обучения нет ничего самого по себе незаконного или ущербного. Все три формы признаются государством как способные обеспечить полноценное образование. Более того, такое многообразие форм и возникло именно с целью учесть все многообразие жизненных ситуаций. Так что, семья вольна решать, какое обучение подойдет их ребенку лучше.
Как мы уже говорили в прошлых беседах, столь же нормальной частью обучающего процесса могут являться и дополнительные консультации, предоставляемые школами, и обращение к услугам репетиторов — в сочетании со всеми перечисленными формами обучения вне школы эти меры тоже способны улучшить результат, обеспечить ребенку тот уровень образования, который ему по силам и который считает необходимым его семья.
Глеб БЕЛЯЕВ.