Кому принадлежит дорога?
«Начнем с истории», — говорит Аркадий Римшан, владелец усадьбы «Rasas». Речь идет о подъездной дороге к девяти домам в Эзерниеках Дагдского края.
Аркадий показывает план 1974 года, где дорога шириной в 6 метров обозначена как поселковая. В 80-е годы планировалось заасфальтировать ее до поворота, но в итоге асфальт проложили лишь в начале догори — на участке около 10-20 метров.
В плане 1998 года ситуация совсем другая. «Rasas» принадлежит половина дороги, вторая половина — владению, находящемуся на противоположной стороне проезжей части. «Когда поинтересовался, где граница моего имущества, специалист по земельным делам ответил — мол, граница идет по середине дороги, а частная собственность начинается с обочин», — говорит Аркадий. Почему к владениям присоединили часть дороги, сейчас никто ответить не может. Аркадий никаких заявлений не писал и об изменениях проинформирован не был.
В чем проблема?
«Проблема в содержании дороги — ремонте и расчистке снега, — говорит Аркадий Римшан. — Но, в первую очередь, проблема — в отношении. Здесь требуется три машины хорошего гравия, которые необходимо тщательно выровнять. Я в одиночку не могу позволить себе оплатить это. Остальные жители здесь тоже не богачи, одни пенсионеры. В ответ на мой вопрос «Что мне делать со своей половиной дороги?» руководитель волостной управы ответил — мол, можно хоть картошку сажать. Говорит: «Пиши». Кому писать? «Пиши мне, пиши председателю краевой думы…» Но мне уже надоело писать. Делал это летом 2016 года, в итоге получил ответ, что указанная дорога не является имуществом самоуправления и, на основании п. 2 ст. 23 «Об автодорогах», «...в случаях, когда дорогу используют для движения на основании сервитута, обязанность по содержанию дороги ложится на пользователя сервитута». Но среди моей собственности нет сервитутной дороги! Обозначен какой-то кусочек, а не дорога. Вторая «чудо-работа» землемеров того времени — из участка площадью 0,12 га мое имущество превратилось... в 0,2 га. Было бы хорошо, если б так было на самом деле, но эта площадь подарена мне только на бумагах, и за нее мне приходится платить налог… За чьи ошибки я расплачиваюсь? В 1998 году эти оплошности допустил землемер. И при всем этом он в то время получал зарплату. Никакой ответственности… Сейчас советуют переделать Земельную книгу, а могу ли я себе позволить оплатить ее? Интересует ли это кого-то?
Хотелось бы ясности!
На собрании жителей в Эзерниекской волости повторно поинтересовались вопросом дорог. Результата никакого. Дорога пропала, ясности нет, вопрос остается открытым…
Ивета ЛЕЙКУМА.