Бесценные сокровища бабушкиных буфетов

img

Индра продолжает удивлять. Было дело, как-то засмотрелся на небольшую коллекцию рижского фарфора в Музее счастья, не придав особого значения словам Илоны Кангизере, что это только начало. За пять лет истории музея битьё посуды на счастье стало индрской изюминкой.



Вся республика на потеху туристов присылала в приграничный посёлок тарелки, блюдца, а ещё остатки сервизов из бабушкиных собраний. Главная выдумщица, имевшая самое прямое отношение к рождению Музея счастья из одних благих пожеланий, погрузилась в изучение фарфоровой истории Латвии. Знание - сила: по фирменному клейму даже в грудах посуды, предназначенной на бой, удавалось отыскивать ценнейшие раритеты, в которых знали толк лишь редкие коллекционеры изделий из фарфора. Здорово помог и столичный магазин «BURKA», с которым у Станции роз завязались партнёрские отношения. Само собой разумеется, что и местные жители, поверив в серьёзность устремлений Илоны, провели ревизию собственных посудных накоплений. У людей родом из прошлого века и не избалованных предметами роскоши был обычай - дарить на свадьбы и юбилеи хрусталь и фарфоровые сервизы, постоянно находившиеся в разряде жуткого дефицита. Правдами и неправдами и чешское стекло, и рижский фарфор, как и фаянс, становились семейным богатством. Поверив во вторую жизнь родовых ценностей, многие с радостью пожертвовали неувядаемую белоснежную керамическую красоту - на благое краеведческое дело.



Верилось и не верилось, но в канун католического Рождества в редакции раздался звонок: «Приглашаем на презентацию зимней сессии под названием: «Буфет моей бабушки». Не пожалеете!» Приехал и от первого взгляда сокровищ выставочного зала ахнул от удивления - под тысячу экспонатов: кувшины, статуэтки, вазы и вазочки, штучная посуда и не утратившие былой роскоши подарочные сервизы. Всего повидал на своём долгом журналистском пути, а вот в белое царство фарфора погрузился впервые. Век живи, век учись!



Краткая предыстория. Вообще-то родиной фарфора считается Китай, удивительные по красоте предметы роскоши археологи датировали четвёртым - шестым веками до новой эры. Неподвластные времени диковинки встречались и в гробницах пирамид египетских фараонов. Каждому полезно знать, что особую ценность представлял фарфор из каолина - очень плотный, твёрдый как стекло, на изломе белый. Главное отличие от фаянса - тонкие фарфоровые изделия пропускают свет, и даже при лёгком постукивании они звенят. Этих отличительных качеств лишён более дешёвый фаянс.



История знаменитого рижского фарфора связана не с одной, а с двумя компаниями. Первый в Прибалтике завод по производству фарфора и фаянса построил Сидор Кузнецов в далёком 1841 году. Второе подобное предприятие появилось в Яунмилгрависе спустя сорок пять лет. В силу известных исторических причин заводы покидали Латвию и возвращались, а после национализации в 1946 году объединённое предприятие получило название «Рижский фарфорово - фаянсовый завод». Далее типичная судьба республиканской промышленности: в 1997 году АО «Ригас порцеланс» банкротится, исторические фабричные здания сносятся, а на старинных фундаментах в 2016 году начинается строительство торгового центра «Акрополе». Как говорится, информация к размышлению.



Об этом и не только рассказывала во время открытия зимнего филиала Музея счастья увлечённый и эрудированный гид Илона Кангизере. В целях экономии основное музейное здание находится на длительных зимних каникулах. Тем не менее активную Индру посещают и сейчас участники всевозможных проектов, экскурсанты - школьники. Так что есть что посмотреть и в соседней богатой ткацкой мастерской, и в новом фарфоровом филиале Музея счастья. Добро пожаловать! Здесь каждому непременно покажут чудом уцелевшую супницу графа Нитославского, владельца Бальбиново. Ценнейший экспонат, пусть и с повреждениями, сохранил и передал краеведам Ян Манчинский, оставив и о себе память. На фото раритет демонстрирует Екатерина Петрусевича, правая рука руководителя Музея счастья. А директор Краславской краевой музыкальной и художественной школы Эрика Заровская показала автору этой статьи фарфоровые экспонаты из домашних ценностей. Память о мамочке, широко известной Антонине Субатович. Так хочется верить, что у индрских музейных экспонатов будет долгая-долгая жизнь.



Невольно сам стал свидетелем зарождения новой традиции. Церемония чаепития - обязательное дополнение посещения фарфорово-фаянсового филиала. При условии - каждый заваривает себе чай в керамическом чайничке по вкусу, но исключительно из местных трав, собранных в пору цветения. Мне рекомендовали ассорти из мяты, примулы и конопли. Аромат непередаваемый, у каждой травки - своё целебное предназначение, о котором вам непременно расскажут.



Пользуясь случаем, неугомонная Илона передаёт читателям наилучшие новогодние пожелания и призывает помогать расширять фарфоровую коллекцию, в которой главную ценность представляет фирменная латвийская посуда. А имя дарителя войдёт в музейный реестр навсегда. Всё остаётся людям…



Алексей ГОНЧАРОВ.