С четой Майеров знаком очень давно, теперь уж и не припомню, сколько лет длятся наши почти дружеские отношения. Более чем обаятельные люди - интеллигентные, симпатичные, общительные, скромные и самое главное – талантливые.
Нас постоянно сводит судьба - на шумных ярмарках и небольших базарчиках, в тиши творческих мастерских, где преподаются мастер-классы, и на всевозможных массовых мероприятиях. Однако чаще всего на открытии художественных выставок, где музыкант Александр Майер, а точнее человек-оркестр, всегда создаёт звуковой фон, гармонирующий как с миниатюрами, так и с полотнами, предназначенными для широкого обозрения. В фантастических мелодиях можно услышать и тихий плеск озёрных волн, и бойкое журчанье весеннего ручья, и шелест колосьев спелой нивы, а если надо, то и шум дождя под раскаты грома долгожданной майской грозы.
Автор собственноручно изготовленных инструментов с яркой претензией на экзотические, вживаясь в роль композитора, владеет искусством импровизации, что всегда находит восторженный отклик удивлённых слушателей. Самому не раз посчастливилось быть свидетелем, как авторы вернисажей были восхищены столь точным звукооформлением выставочных работ.
С десяток нетрадиционных инструментов – это обычный музыкальный набор нашего самородка. На редкость уникальный исполнитель, его образ в порывах вдохновения подсмотрен моей камерой. Тот кадр стал главной ценностью художественной фотоколлекции «Посвящение Краславе». Редчайший пример безупречной фотогеничности! Когда же талант музыканта судьба вознаграждает ещё и руками умельца, вот тогда и рождается подлинное чудо. Мастер музыкальных инструментов - явление крайне редкое. Здесь важен абсолютный слух, которым Всевышний одарил Александра. Из двух сотен звучащих экспонатов домашнего музея большинство самодельные - преимущественно духовые, а ещё шумовые и даже струнные. Если в его распоряжение попадает прозаичный кусочек бамбука, то вскоре он непременно обретёт голос свирели. В золотых руках и в муках творчества превращаются в необычные музыкальные инструменты сухой стебель подсолнечника, борщевика, озёрного тростника и даже… тыква с грядки. А всевозможные пластиковые трубки, которых нынче хоть пруд пруди, это настоящий клондайк для нашего изобретателя. Одним словом, мир звуков для него - огромная вселенная, из которой уже нет выхода.
С годами хобби, затянувшее и Ингу, обрело доминирующую специализацию. Лет пятнадцать назад Майеры увлеклись керамическими свистульками. Так обычная глина в искусных руках обретает не только форму птиц, но и превращается в музыкальный инструмент. И что самое удивительное: в сотне экспонатов, которые уже демонстрировались и в Тервете, и в Даугавпилсе, нет двух похожих птах. При этом величина музыкальных инструментов в форме птиц от напёрстка до размера настоящего голубя. Чем крупнее музыкальная фигурка, тем шире звуковой ряд, а точнее диапазон возможностей.
Процесс изготовления каждого выставочного экспоната сложный. Вначале в умелых руках Инги из комочка глины рождается птичка, а затем стараниями Александра она превращается в музыкальный инструмент, требующий настройки. После обжиговой печи уже одарённые музыкальной способностью пичуги приобретают свой неповторимый колорит - от чёрного и белого до серого, бежевого, тёмно-коричневого. В большой выставочной стайке вы не отыщите двух похожих певчих. Браво, художница Инга!
Изделия самобытных ремесленников, проживающих на станции Краслава, давно заинтриговали туристов, как латвийских, так и зарубежных. Согласитесь, уважаемые читатели, ведь художественный звучащий сувенир обрадует не только детвору. Поющие жаворонки и соловьи через годы, через расстоянья напомнят любителю путешествий о сказочных красотах края голубых озёр. Так и долетели майерские пернатые до США, Австралии и Японии, про страны Евросоюза и говорить нечего. Яркий пример того, как рождаются уникальные туристические бренды.
Библиотека в Аугсткалне продолжает удивлять, в постновогоднее затишье здесь открылась любопытная экспозиция под названием «Зимние птицы». В центре внимания не только сотня глиняных певчих, но и коллекция снежинок, изготовленных из «шоколадной фольги». Тоже авторское изобретение Инги, и в десятках сверкающих снежинок нет двух одинаковых. Что же касается презентации, то она превратилась в интереснейший разговор о творчестве. Мастерица приоткрывала секреты семейной мастерской, а выставочные экспонаты в руках Александра превращались в музыкальные инструменты. На мониторе демонстрировался видеофильм - ретроспектива домашней мастерской по изготовлению музыкальных инструментов. Очень кстати в уютном выставочном зале была предложена на стенде и литература о пернатых. Заинтересованные зрители, детвора и взрослые, задавали устроителям выставки вопросы, на которые звучали более чем исчерпывающие ответы. Затем последовало приглашение в творческую мастерскую супругов Майеров. Трудно сказать, кто был более увлечён - родители или дети. Творчество начинается с удивления, а когда рядом доброжелательные наставники, семена увлечённости непременно обернутся всходами.
Уж в который раз искренне благодарил Диану Максимову за необычную тему. А заведующая Аугсткалнской библиотекой, рассказывая о семье Майер, буквально рассыпалась в комплиментах: талантливые, безотказные… Минувшим летом Инга провела интереснейшую творческую мастерскую, приуроченную к празднованию Янова дня. Впереди - новые замыслы.
Аугсткалне - словно пригород Краславы. Дорогие мои земляки, не упустите возможность посетить авторскую выставку удивительных людей, овладевших искусством жить с интересом. Удивительное - рядом!
Алексей ГОНЧАРОВ.