Белая рождественская елка

img

В благодарность Гансу Хертлингу (Mit Dankbarkeit Hans Härtling in GinsheimGustavsburg )

Прошлое Рождество я провела в Германии. Я очень благодарна Богу и людям, что мне предоставилась возможность насладиться этим прекрасным праздником непосредственно с семьей Хертлинг, а точнее с Гансом Хертлингом, поскольку его единственный сын с семьей жили в другом городе и посещали отца по мере возможности.



Предпраздничные дни проходили размеренно, и я с интересом слушала рассказы почтенного старца о его жизни, наполненной различными событиями. Г-н Хертлинг рассказал, что он родился в Гинсхайме-Густавсбурге в августе 1925 года и начал там учиться. Интересный эпизод из детства - в подвале дома, где позже был устроен зал для вечеринок, была прачечная, где они стирали белье и мылись. В большой ванной сначала мылся отец, потом мать, и лишь потом маленький Ганс. Мальчик был зол, когда какая-то из тетушек оставалась гостить, потому что тогда ему надо было мыться и после тети. На мой вопрос, что нужно было экономить в то время - воду или дрова? Ганс не мог ответить. Как будто всего было достаточно, но это была традиция.



Ганс много рассказывал о школьных годах, об одноклассниках, о школьной любви, с которой он позже создал семью. Но до этого была война ... Влюбленный мальчик в возрасте 16 лет был призван в армию и через короткое время потерял ногу в одном из первых сражений ... Любимая девушка не отказалась от него, наоборот - поддерживала и вдохновляла его всю жизнь. «Она не позволяла мне жалеть себя и чувствовать инвалидом, - сказал Ганс, - без нее я бы многого не достиг. Я помню, как однажды моя жена продавала мороженое на городской ярмарке, запасы подходили к концу, а очередь не становилась меньше. Тогда моя дорогая приказала мне привезти мороженое из дома. – «Возьми велосипед и едь! Быстро!» - Я очнулся, когда ехал на велосипеде ... без одной ноги!



Вместе они работали, управляли косметической компанией, которую они позже передали своему сыну, отпраздновали золотую и бриллиантовую свадьбу, а затем любимая неожиданно ушла из жизни. Это был тяжелый удар для Ганса. Он никогда не забывал свою Эмми, дома у портрета жены всегда цвели розы, а на кладбище, сидя в инвалидной коляске он разговаривал со своей любимой. Мне очень понравилась традиция семьи Хертлинг, когда каждое утро за завтраком произносили короткую речь - благодарили Бога за день, который он дал, за еду, которой мы наслаждаемся, и успех в течение дня. Иногда речь ненавязчиво переплеталась с юмором или каким-то философским выражением.



Так неспешно подошел день перед Рождеством. До этого я видела в магазине новогоднюю елку, которая не была дорогой, но Ганс ничего не упомянул о необходимости приобрести ель, поэтому я отказалась от идеи покупать ее, думая, что это не имеет значения для пожилого человека. За ужином Ганс рассказал о том, как ранее всегда устанавливали рождественскую елку, как её украшал сын, а потом внук, поднятый на плечи отца, надевал на верхушку яркую макушку. «Что уж теперь…» - голос Ганса был полон вселенской грусти. Я поняла, что новогодняя елка - это очень важный праздничный атрибут для него. Но где взять ель поздним вечером в Германии?



По дороге в свою комнату, я открыла дверь кладовой. Вспомнила, когда ложила туда свою дорожную сумку, что  видела там рулон обоев, оставшийся после ремонта. Да, они были там - белые, толстые обои. Уважаемые воспитатели меня поймут - дошкольная учительница – это в крови! Что мы только не умеем! Я вспомнила свою молодость, первую профессию и смастерила стилизованную елку со всеми шарами и звездой наверху.



Утром ель украшала гостиную. Неподдельное удивление и восторг Ганса смутили меня. Внезапно я стала героем, совершившим невероятный подвиг. «Как? Как ты могла придумать это, а затем создать?» не унимался Ганс. На самом деле - очень просто, нужно лишь очень захотеть кого-то порадовать, улыбалась я.



Высочайшее признание, которое я получила за свою работу в прошлом году, были слова седовласого немца Ганса Хертлинга: «Вы знаете, что было лучшим в это Рождество? Эта белая ель!»



Моя печаль, когда я узнала, что Ганс покинул этот мир, была светлой. Как я сказала вначале - я действительно благодарна за эту возможность - по-настоящему порадовать кого-то.



С пожеланиями светлого Рождества, Ивета ЛЕЙКУМА.