История – наука опасная

Прошлое хранит так много секретов, что часто представляет собой опасность и через двести-триста лет. Недоразумения и несправедливые международные соглашения могут привести к военному конфликту спустя несколько веков, тираны и деспоты оставляют после себя не только недобрую славу, но и покорные народы, хранящие долгие годы страх и ужас перед суровым правителем. Вспомните фильм Захарова «Убить Дракона», там Шарлемань говорит Ланцелоту, избавившему город от Дракона: «Вы только будьте терпеливы. Не торопитесь. Предстоит убить дракона в каждом из горожан. Эта работа требует терпения...» Сталин умер в 1953 году, но его почитателей в России и за её пределами очень много даже среди тех, кто никогда не жил в те времена и знает о тиране от представителей старшего поколения.

Предвыборная пора – это время циничных заявлений и заигрывания со всеми социальными группами. Таковы правила игры: чтобы тебя выбрали в парламент – изволь говорить то, чего от тебя ждут потенциальные избиратели. Конечно, уровень бессовестности современных публичных политиках приблизительно одинаковый во всем мире. Вот и у нас некоторые собираются активно использовать «ковидную» карту в предвыборной риторике. Поскольку в Латвии общество разделено приблизительно наполовину (привитые-непривитые), то и политики будут обращаться то к одной группе, то к другой. Многие уже этот сценарий реализуют. Впрочем, «карта» это ненадежная. Ведь пандемия рано или поздно закончится, придется доказывать свою компетентность в вопросах экономики, социальной политики и эффективного управления. А с этим у наших «народных слуг» всегда были проблемы. Как бы там ни было, у нас ситуация не столь опасная. В соседней стране все гораздо опаснее.



Совсем скоро в России пройдут выборы в Государственную думу. Правящая партия «Единая Россия», теряющая доверие своего электората, всеми силами старается удержаться в лидерах политической гонки. Ради этого некоторые знаменитости готовы поступиться своими принципами, публично делать весьма двусмысленные заявления в масс-медиа. Речь идет о Сталине.



Чего только стоит закон о запрете публично уравнивать деятельность Гитлера и Сталина, Германии и СССР 30-40-х годов прошлого века, подписанный президентом соседней страны. Всякий, кто учился в школе знает, что история – это наука, которая оперирует фактами, а также их интерпретацией, основанной на документах, достоверных свидетельствах и логике. Запретить что-либо в истории практически невозможно, как запретить законы Ньютона в Физике или закономерность Периодической системы химических элементов. К сожалению, очень многое зависит от личности исследователя-историка. Не даром говорят, что историки никогда не бывают голодными, власть их постоянно подкармливает, чтобы освещали прошлое так, как нужно власть предержащим. Чем же «опасен» этот период истории для России? Для чего необходимо применять методы «дракона» из пьесы Шварца? Ответ на поверхности...



Вторая мировая война окончательно закончилась Нюрнбергским процессом, во время которого перед международным судом предстала вся верхушка нацистской Германии. Преступный характер нацизма был доказан, подсудимые приговорены. Но после войны как-то само собой «забылось», что Советский Союз с 1939 по 1941 год был союзником режима Гитлера в Германии, и войну эти «союзники» начали в полном согласии. Никто и не вспомнил о введении советских войск в восточную Польшу, оккупацию трех Балтийских государств. Зато Австрия, Чехословакия и другие страны, захваченные Гитлером, после окончания войны получили независимость. Территории, ставшие западной Белоруссией, Западной Украиной, Латвийской, Литовской и Эстонской ССР оставались в составе Советского Союза, несмотря на то, что большинство стран Запада эти «включения» не признавали. Что касается Латвии, то эмигрантам приходилось регулярно напоминать мировому сообществу о судьбе своей страны, устраивая мирные пикеты, демонстрации и составляя меморандумы. Когда Советский Союз прекратил своё существование, в обществе заговорили о международном процессе, который должен был бы судить КПСС и её руководство, как когда-то была осуждена НСДАП. Но… Времена были горячие, перемены слишком быстрыми. Вопрос о процессе повис в воздухе, а затем растворился. С тех самых пор в России предпочитают о войне вспоминать лишь с 1941 по 1945 годы, когда страна боролась с нацизмом вместе с новыми союзниками – Великобританией и США.



Оставим войну и обратимся к довоенному десятилетию. Как ни прискорбно, но концентрационные лагеря для инакомыслящих придумал не Гитлер, не Гиммлер, не Геббельс. Этот действенный метод борьбы был изобретен и опробован большевиками в России еще с 1918 года. А если вспомнить пытки и издевательства в подвалах НКВД, разве эти беззакония не напоминают деятельность ГЕСТАПО? Общих черт много, очень много… Но… Теперь в соседней стране официально запрещено проводить параллели между коммунизмом и нацизмом. А между тем и Гитлер, и Сталин с одинаковым энтузиазмом уничтожали интеллигенцию собственных стран.



К чему я об этом обо всем завел разговор? Все просто. В правящей верхушке РФ все чаще в устах министров звучат слова о «нападках на Сталина», незаслуженных и провокационных. С одной стороны, я понимаю, что таким образом правящая партия пытается «украсть голоса» сторонников партии-конкурента, с другой… А с другой, судя по всему кое-кто в Кремле не прочь примерить на себя мундир генералиссимуса и друга физкультурников.



Андрей Якубовский.