Наступил 76 год со дня массовой депортации жителей Латвии коммунистами и их пособниками в отдаленные местности и концлагеря СССР.
14 июня 1941 года для моей семьи и лично для меня навечно останется днем скорби, печали и недоумения: «За что?», «За какие преступления?».
В этот день были арестованы и депортированы мой родной дядя и единственный брат моей мамы Борис, его жена Вилма и их дети — Янис и Юрис Шавровы, проживавшие в Лиепайском уезде, в волости Вирга. Борис после успешного окончания Латгальской государственной сельскохозяйственной средней школы в Малнаве в 1934 году работал секретарем в волости. Его жена Вилма работала на почте там же. В 1938 году у них родился первенец — сын Янис, а в 1940-м Юрис. Родители Бориса и моей мамы были госслужащими Российской империи. Мать моей мамы и Бориса, моя бабушка Елена (до замужества Голымова), родилась в Скайстской волости и работала здесь, а также в Асунской и Пустыньской (Робежниекской) волостях, фельдшером. После вышла замуж за учителя Афанасия Шаврова. В царское время учителей и медработников переводили по службе в разные губернии России и к началу Первой мировой войны родители Бориса и моей мамы оказались в Смоленской губернии, в местечке Поречье (ныне г. Демидов). Там в 19121913-м годах родились соответственно моя мать и ее брат Борис. В 1914 году их мать призвали в действующую армию и она погибла. Дети остались с отцом Афанасием Шавровым, учителем и почетным гражданином Российской империи. Только за это звание он был в 1918 году расстрелян большевистскими комиссарами. Борис и его сестра Ираида остались сиротами. После скитаний и мучений маминой бабушке Людмиле Голымовой, имевшей в Асунской волости в собственности фольварк (хутор) Горки, купленный ее покойным мужем Леонтием Голымовым, в 1901 году удалось переехать в Латгалию и доставить сюда сирот. Это произошло в 1920-м году. Однако предварительно на границе большевики обобрали бабушку и ее дочь Анну до нитки, забрали все драгоценности и другие ценные вещи.
Продолжение в газете “Эзерземе” № 48 (27.06.2017.)