Райский уголок Скородихиных

img

О таких крепких мужиках мы обычно говорим - кровь с молоком. Богатырская стать, рукопожатие - как у кузнеца, веселый нрав. За что ни возьмется, всё у него в руках спорится.Впервые к Вадиму Скородихину стал присматриваться на рыболовных соревнованиях, проходивших на рукотворных прудах, принадлежащих Янису и Руте Клусам. Видел, как отец вручал дочери прекрасно настроенную удочку на мелкого карася, затем наблюдал, как Скородихин-старший постоянно давал Насте дельные советы. Смышленая девочка и принялась таскать мелких карасиков так, словно «щелкала семечки». Так и завоевала первый в жизни золотой кубок, радости было - пером не описать. А уж когда на финальном фестивале рыболовов Аглонского края Вадиму по итогам общего голосования вручали специальный приз - за самые продуктивные и живописные пруды, я и не упустил шанса напроситься в гости. Долго не раздумывая, мой коллега по увлечению выпалил: «С большим удовольствием!»

Время встречи выбирали сообща, когда вся большая семья собралась вместе. В то ласковое воскресное утро первого сентября родители готовились отправить троих взрослеющих детей по учебным заведениям. Жаль, конечно, что закрылась навсегда Граверская основная школа. Не помогло даже покровительство владыки Александра. Теперь младшенькая Настя пойдет в восьмой класс Прейльской гимназии, где будет учиться и десятиклассница Елизавета. А старший сын, Дмитрий, - четверокурсник Дагдского техникума, будущий автомеханик. По утру, заявился на хутор пожелать внукам успехов в учёбе и Алексей Кириллович, отец Вадима. Он-то быстро и ввел меня в историю династии Скородихиных.



Дому под нынешним названием «Смилтайнес» - за сотню лет. Его дед Никита Скородихин сам срубил деревенскую избу так ладно, что ни одно брёвнышко не подгнило. Видимо, гены прадеда передались и Вадиму: с юных лет тот взялся за плотницкий топор. Любопытно было узнать, что Вадим с напарником Алексеем построили сельскую усадьбу знаменитому керамисту Валдису Паулиньшу, как соседу откажешь. Про золотые руки сына Алексей Кириллович говорил не без гордости: всё у него в руках горит, без дела не сидит ни минутки. Однако жаль, сам отец Вадима - зоотехник с высшим образованием, свои знания и богатый совхозный опыт применить не смог. Нынче на селе дела обернулись так, что заниматься масштабным животноводством далеко не у каждого получается. Да и наследственные владения вовсе для сельского хозяйства не приспособлены. Из восьми гектаров - больше половины лес, а ещё большой песчаный карьер, в придачу -  болотина. На таких угодьях ни с зерновыми, ни со скотом не развернешься. Чтобы кормить большую семью, Вадиму повезло устроиться механизатором на действующий соседний карьер за речкой Дубной. Его суженая Ина продолжает работать в торговле.



Алексей Кириллович выдал мне семейную тайну, как помог сыну хорошую невесту встретить. Чтобы дедовский хутор не остался без присмотра, он, житель поселка, сдал его на проживание симпатичной удришской девчине. Вадим как раз армейскую службу закончил, заглянул к квартирантке в гости да так удачно, что дружба свадьбой закончилась. Своими руками Вадим преобразил хутор в настоящую сказку. Без малейшей нужды, но в деревенских трудах подрастали дети, а как только удавалось скопить копеечку, родители рискнули вкладывать деньги в пруды. Первый рукотворный водоем украсил усадьбу в 2005 году, далее через каждые пять лет появлялся второй, третий. На очереди четвертый, пятый… В планах дальновидных хозяев со временем объединить все малые пруды в один большой. 



Прудовое руководство имеет свою непростую специализацию. Зарыбление ценными видами - занятие не из дешёвых. Ещё сложнее обеспечить зимнюю аэрацию прудов, и этот опыт хозяйственный рыбовод уже приобрел. К счастью, здесь пока не занимаются грабежом вездесущие норки и выдры, способные за сезон уничтожить всю товарную рыбу. Словно чувствуют, что с настоящим охотником шутки плохи. Зато, когда в пруду нагуливала вес форель, налетели ненасытные морские вороны, и за пару недель от  прудовой форели не осталось и следа. Наконец-то в Латвии разрешили отстрел этих пернатых варваров, только они хитрее охотников. Да и расплодилось морских воронов видимо-невидимо. В скородихинских прудах получилась естественная специализация. В одном водятся лини, во втором нагуливают вес карпы, а в третьем весь ассортимент латгальских озер - плотва, окуни, красноперка, щуки.. Поэтому на летних соревнованиях здесь все 43 рыболова получили полное удовольствие, а самый хитрый приежмальский удильщик, прикормивший свой сектор творогом, был вознагражден поимкой полуторакилограммового линя!



Выйти на товарное производство карпа - задача перспективная. Пока же семья рада тому, что рыбные блюда всегда на столе. Настю хлебом не корми, а дай посидеть с удочкой на уютном берегу. За час под заказ наловит карпов на жаренку, линей для заливного или окуней на уху. К туристическим перспективам Скородихины относятся с осторожностью. И без того в сезон от гостей не отбиться - родственники, друзья. При этом Вадим и Ина не исключают, что в живописных владениях гостевой домик не помешает. До асфальта - ровно сотня шагов. Все в восторге от русской бани и японской. Когда пришло время фотосессии, узнал, что суженую Дмитрия зовут Сабина. Покидал хутор-сказку с полной уверенностью: жизнь здесь не оборвется никогда, а за четвертым поколением Скородихиных последует пятое, шестое... Да и сами хозяева искренне признались, что лучшего места для жизни они и представить не могут. Зачастую во двор захаживают лоси, косули, лисы. Райский уголок!



Счастье и достаток вашему дому, хорошие люди!



Алексей ГОНЧАРОВ.