Прочитав в газете “Эзерземе” воспоминания о довоенной и послевоенной Краславе, которыми поделились Эдмунд Гекиш и Алексей Гончаров хочу выразить огромную благодарность авторам за возможность побольше узнать о нашей истории!
Особенно меня взволновало первое в краславской газете упоминание о литовской школе. Возникло желание пополнить его сведениями о литовской диаспоре в нашем районе.
В декабре 1893 года литовцы откупили у графа Платера недвижимость — дома, сараи, хлева, водяную мельницу, 755,93 десятины земли. Тогда из Литвы приехали 16 семей — Йоакимас Варнас, Йозапас Баранаускас, Юстинас, Анупрас, Казимирас, Йонас, Андреюс, Мартинас, Якубас, Миколас и Микелис Милашюс, Никодамас Циценас, Уршуля Абравичиене, Станиславас Мациевскас, Йозас Нарас, Казимерас Волинскас.
Годом позже прибыли Казимерас и Миколас Рукшенай, поселившиеся в деревне Даудиши; Микелис и Петерис Пецулевичи, Йозас и Юргис Валатка, Миколас Милашюс (деревни Штеренберг и Спальви); Альфонсас и Анупрас Маткевичяй (Биндары).
С 1928 по 1931 год все семьи перебрались на хутора. К 1934 году уже 40% литовцев жили за пределами своего государства и не отрицали, что эмигрировать их заставили трудные условия.
Литовское общество в Литве разработало специальную программу помощи эмигрантам — чтобы они сохранили свою культуру, язык, экономические и прочие позиции. В Риге был создан Литовский центр (председатель — Даниэлюс Ясинскас, консул, прелат Рижской метрополии, директор Рижской литовской гимназии). При центре были ответственные: А. Вронскас (издание литовских книг, редактирование журнала “Lietvju balsas”); А. Биндарис (литовский театр), И. Стабинис (би- блиотека, читальня). Избрали женский комитет (председатель О. Вронскиене), учительский комитет (В. Моцкус), отцовский комитет (И. Гачионис), комитет католической мо-лодежи (И. Стабинис). В 1909 году появился студенческий комитет “Viltis”, в 1926 году он был перерегистрирован при Латвийском университете.
Отделения комитетов были избраны также в сельской местности. Например, в Скайсте его возглавил Болеславас Милашюс, вице-председателем был Александр Милашюс, секретарем Марите Варниене, кассиром Йозас Валатка. Активно участвовали в деятельности общества также Й. Циценас, А. Маткевичюс, А. Милашюс.
В деревне Большая Индрица рядом с костелом в приюте для престарелых открылась литовская начальная школа, где учительствовали Станислава Бриедите-Гаршкиене, а с 1938 года — Бируте Масилёните. На 1 января 1938 года в школе был 21 учащийся (12 девочек и 9 мальчиков).
Всего в Латвии работало 10 литовских начальных школ: в Елгаве, Лиепае, Нерете, Акнисте, Субате, Эглайне, Большой Индрице, три школы в Риге. Литовские семьи получали бесплатные учебники, художественную литературу, журналы “Lurdas”, “Pranciško pasaulis”, “Žvaigžde”, календари и прочие религиозные издания.
Неподалеку от Даугавы в Большой Индрице построили литовский народный дом, где проходили различные культурно-массовые мероприятия. На начало 1935 года в Латвии про-живало 1950502 человека, из них 22900 литовцев. Все они — католики.
На 1 января 1938 года при Рижском архиепископстве служило 40 священников-литовцев, в том числе: Йозас Казлас — в Дагде, Матас Вайткунас — в Боровке, Бронюс Степанавичюс — в Пиедруе и Индре, Йозас Киселюс (декан) — в Краславе, Йонас Лебедис — в Большой Индрице.
Богослужение в 19 латвийских храмах проходили также на литовском языке, в том числе, в Индре и Большой Индрице. По сей день в Индрицком костеле сохранились литовские надписи на иконах Крестного пути. И эти иконы, и церковные колокола храму подарил литовец Йоакимас Варнас.
При советской власти литовская школа была ликвидирована, а здание литовского народного дома разобрано (позже его перевезли в поселок Скайста).
При подготовке статьи использована следующая литература:
* договор купли-продажи от 2 декабря 1893 года;
* книга П. Русецкого “Užsieņio lietuviai” (издана в 1934 году);
* литовский календарь за 1937 и 1938 годы.
Бирута СТИВРИНЯ (урожд. ВАРНАС).