Раймонд Нипер: это налоговый геноцид! (Школа выживания)

Что-то не так в нашем королевстве кривых зеркал, коль кормчие ежедневно настойчиво вдалбливают нам мысль об успешном выходе страны из кризиса, что вызывает веселую реакцию заморских комментаторов и карикатуристов.

Свежо предание, да верится с трудом. Мы же, слушая победные реляции на весь мир, начинаем сомневаться по той простой причине, что прореха в семейных кошельках только увеличивается. С королевством, конечно же, я переборщил: мы живем в демократическом парламентском государстве, где власть по конституции принадлежит народу. А по факту на протяжении двух десятков лет нами рулит почти несменяемая правящая элита, которую, кстати, выбираем сами. И куда она завела страну, ясно теперь каждому.

Об “улучшении” жизни латвийцев свидетельствуют следующие факты. Страна, продолжающая жить без концепции экономического развития, вымирает, число латвийцев-банкротов и должников банкам достигло исторического максимума, госдолг вырос до 5,7 миллиарда латов и плата по счетам еще не началась, нелегальная занятость растет, Минздрав вынужден уменьшать объем оказываемых государственных услуг… Медсестры продолжают покидать родину, но зарплаты им не повышают. Зато растет благополучие управленцев, продолжается практика премирования чиновников… И приукрасить статистику — в порядке вещей.

Подогреваемые этническими страстями, национально озабоченные избиратели даже удовлетворены сложившимся балансом сил в парламенте и в правящей фракции. Чего не скажешь о латвийских бизнесменах, вынужденных вести борьбу за выживание фирм. Патриарх латвийского бизнеса, президент АО “Дзинтарс” Илья Герчиков публично заявил: “Латвией управляют случайные люди… У меня перед глазами данные переписи населения до 1989 года. Согласно тем данным, в Латвии проживали 2 760 000 человек. К 2012 году осталось немногим более 1 800 000. За 22 года мы потеряли 900 000 человек. Без войн, катастроф и эпидемий! Это самый настоящий гуманитарный кризис. В нашей стране может произойти смена населения; приедут более энергичные гастарбайтеры, которые и растворят остатки местных жителей.

Атмосфера для ведения бизнеса, особенно связанного с большими инвестициями, отвратительная: процветают рейдерство и коррупция, не работает эффективно судебная система, постоянно меняются правила Кабмина, курс лата не соответствует его реальной стоимости, в макроэкономике отсутствует экономическая политика, суммарный налог на трудовые ресурсы, который платят работодатель и работник, достигает 59%! Наглядный пример: в этом году тарифы на газ выросли на 15%, при этом Россия цены для Латвии не подняла. Значит, просто государство решило в очередной раз заработать на населении и бизнесе.

Общий вывод неутешительный: Латвия так и не определила свои государственные интересы, нет у нее ни своей самостоятельной внешней, ни экономической политики. Мы просто плывем по течению и радуемся тому, что нас за границей похвалили. Но ведь как судят о нас за рубежом? Если народ молчит — значит, он всем доволен! Увы, такой мы народ — инертный, малоинициативный, позволяющий делать с собой все, что угодно. Если так будем себя вести, то действительно в перспективе нас просто заменят жители других стран. Колокол уже звонит…”

Продолжить тему спасения страны я предложил неравнодушному человеку Раймонду Ниперу из Дагды. С полным основанием его можно назвать самым ранним предпринимателем в Краславском районе. Первый кооператив организованного досуга “Allegro”, далее — кафе “Māra N”, зарегистрированное в 1991 году и давшее название широко известной фирме, базирующейся в Дагде и ставшей официальным представителем в Латвии компаний “Husqvarna”, “Pirelli”. Плюс автосервис, магазины… Полтора десятка рабочих мест, постоянное спонсорство. С Раймондом мы давно на “ты”, и известный предприниматель сразу согласился продолжить тему латвийского бизнеса на страницах “Эзерземе”. При этом он заявил в категоричной форме: “В нашей республике осуществляется налоговый геноцид, что несет угрозу существованию Латвийского государства. Как следствие — падение жизненного уровня народа, рекордные цены на потребительские товары, массовая трудовая миграция, вынужденная распродажа латгальских земель иностранцам, катастрофическая демографическая ситуация. Резко снижающееся количество потребителей — угроза любому бизнесу. Фирма без развития не имеет будущего”.

— Социально-экономический кризис более чем очевиден. В чем, на твой взгляд предпринимателя, кроются главные причины государственных проблем, требующих срочного решения? — мой первый вопрос взволнованному собеседнику.

— Всегда старался быть политически активным, и после долгих лет разочарований теперь понимаю главное. Первая причина латвийских бед — хроническая некомпетентность законодателей и правительства. Вторая — ошибочная налоговая политика. Ждать больше нельзя, народ загнан в угол, нарастают угрозы бизнесу. Наблюдая чехарду у власти, теперь прихожу к выводу: новый министр экономики Даниэлс Павлютс по-настоящему обеспокоен проблемами своего ведомства, и хочется искренне ему помочь хотя бы собственным выстраданным опытом. Наш депутат сейма Юрис Вилюмс обещает организовать встречу министра экономики с латгальскими предпринимателями.

Сегодня нужны не бесплодные разговоры и привычные обещания, а срочные меры. Если честно: особых радужных надежд на встречу с главным экономистом страны не питаю. Поэтому мы, предприниматели Латгалии, подготовили заявление в суд на Латвийское государство, которое фактически лишает людей главного конституционного права — на достойную жизнь. Наше требование — снижение налогов до среднеевропейского уровня, что позволит Латвии в ближайшее время решить самые злободневные проблемы — повысить благосостояние людей, остановить трудовую миграцию, вернуть латвийцев из-за границы и в итоге изменить катастрофическую демографическую ситуацию, которая несет прямую угрозу существованию республики.

Убежден: только введение продуманного прогрессивного налога может вывести страну из финансово-экономического тупика.

— На чем основывается твоя теория новой налоговой политики?

— На собственной предпринимательской практике, на изучении шведского опыта. Богатый платит больше — на такой налоговой системе базируется общественная модель управления большинства благополучных стран ЕС. Наши правящие совершили в 1995 году роковую ошибку, отменив прогрессивный налог, который успешно применялся в довоенной Латвии. Мировой опыт убедительно доказывает, что прогрессивное налогообложение — это и социальная справедливость, и важнейший фактор экономического развития. Возьмем, к примеру, Германию, где годовой доход до 8000 евро в год не облагается налогами вообще. При доходах от 8000 до 52800 евро в год налоги — 14%, и только при годовом доходе сверх 250000 евро налог составляет 45%

В нашей стране живет и здравствует фиксированный налог, который применяется при зарплате от 45 латов и выше. По данным “Eurostat”, налоговое бремя на работающего составляет 44,28%.

В этом кроется ответ на вопрос о массовой миграции. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Понятно стремление молодых людей получать больше и платить меньше налогов. При нынешней налоговой политике мы сталкиваемся с главной угрозой — потерей государства как такового. За два десятка лет моего предпринимательства население Дагды сократилось наполовину, появились вымирающие волости — Кепово, Берзини… С кем работать, кому оказывать бизнес-услуги, если субсидии латвийским крестьянам — самый низкие в ЕС?
В результате бездарной политики госуправления мы взрастили целый класс социальных иждивенцев, довольствующихся нищенскими пособиями. Люди разучились работать, и при высоком уровне безработицы в Латвии вы сегодня днем с огнем не отыщете квалифицированного сварщика, токаря, строителя. Система профтехобразования не отвечает запросам рынка труда.

Несоразмерные налоги подхлестывают и рост потребительских цен. В нашей стране, занимающей третье место в ЕС по нищете, цены на потребительские товары едва ли не самые высокие. Очень дорогие автомашины, бытовая техника, а цены на одежду трехкратно превышают среднеевропейские. В последние годы стараюсь приодеваться за рубежом…

Открытый рынок труда, конечно же, дает шанс молодым латвийским семьям на выживание. Встречаясь с “ирландцами”, в том числе и с бывшими работниками фирмы “Māra N”, постоянно слышу ностальгические нотки. Жить лучше дома, да и у молодых людей болят сердца за будущее Латвии.

Мы, предприниматели, не поддерживаем националистическую эйфорию — ради удержания власти. Если в большой политике не добиться перелома, то в недалеком будущем в Латвии придется строить мечети. Об этом мы, латгальские предприниматели, намерены говорить с министром экономики. И о колоссальных затратах на содержание управленческого аппарата, который так и не удается полностью реформировать.

* * *

Тревоги нашего бизнесмена вполне созвучны с доводами доктора экономики Ильи Герчикова — в начале статьи.

Алексей ГОНЧАРОВ.

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Ada, Adele, Antra

Партнеры

  • Latvijas Reitingi