“Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф 19,6)

Эти слова из Евангелия 23 июня, на церемонии бракосочетания в Краславском Римско-католическом костеле св. Людовика, напомнил присутствующим настоятель Эдуард Воронецкий.

Причем свадьба эта была не совсем обычной — такие случаются хорошо, если один раз в несколько десятилетий. В день праздника Лиго, в окружении детей, внуков и правнуков, повторили свой обет любви и верности и поблагодарили Всевышнего за 60 совместно прожитых лет Алоизий и Аполлония Булсы.

В тот субботний день я дежурила в храме, поэтому и стала невольной свидетельницей этого торжественного события. Не могла сдержать слез, видя, с каким вниманием и заботой дети, а особенно внуки относятся к убеленным сединами юбилярам: как-никак, уже не за горами 90-летний юбилей обоих.

После исповеди, в торжественном сопровождении молодежного хора, исполнившего величественный Гимн Святого Духа, священник Эдуард Воронецкий проводил виновников торжества до алтаря. Чтение отрывков из Ветхого и Нового Завета напомнило всем о самой главной цели брака — рождении и воспитании детей, а также о единстве и нерасторжимости такого союза.

Ведущий церемонии в своем обращении подчеркнул, что в совместной жизни, начатой с Богом, Всевышний неизменно стоит рядом с супругами — и в горе, и в радости. Алоизий и Аполлония, которых летом 1952 года в этом же храме обвенчал тогдашний декан Станислав Кокин, навсегда сохранили в своих сердцах эти слова: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает!” Поэтому на праздновании бриллиантового юбилея совместной жизни они смогли поблагодарить Всевышнего за те милости, которые на протяжении целых 60-ти лет помогали выполнять все обоюдные супружеские обязанности, в духе христианского учения воспитать троих детей, дождаться и радоваться девятерым внукам и правнукам, которых у супругов уже восемь. А еще, несмотря на многочисленные проблемы со здоровьем, приходить в церковь, принимать святые таинства.

На торжественной церемонии почтенные муж и жена повторили супружескую клятву, пообещав друг другу и оставшийся жизненный путь пройти вместе, рука об руку. Настоятель Э. Воронецкий благословил юбиляров и преподнес им в качестве символа верности крестик — пожелав, чтобы до самого последнего вздоха они продолжали путь вместе с Христом.

Ну, а мне хотелось бы рассказать читателям “Эзерземе” об этой паре верующих нашего прихода чуть подробнее, ведь недаром многие краславчане знают и уважают их. Поэтому спустя пару дней напросилась к Булсам в гости. За несколько последних лет когда-то невзрачный домик по улице Пляву, 18 теперь преобразился до неузнаваемости. Нынче это современный, двухэтажный коттедж с просторной верандой. Гостеприимные хозяева и их средняя дочь Регина, которая в тот день позволила себе взять еще один выходной, чтобы помочь родителям по хозяйству, приняли меня очень хорошо. И вот, неспешно попивая ароматный чай, угощаясь пирогами и превосходной клубникой с собственного огорода Булсов (что касается последней, то, на мой взгляд, ягоды поглощались прямо-таки в неприличных количествах!), мы стали беседовать о жизни, о семьях детей, о вере и много о чем еще…

Родина Алоизия — асунская сторона. Родился в Зелишках. Во времена Улманиса учился в Рачевской начальной школе. Родина Аполлонии — белорусская деревня Плюсы, что в трех километрах от границы Каплавской волости и всей Латвии. Оба выросли в верующих семьях. Алоизий вспомнил, как отец в семье создал следующий порядок приема пищи: подойти к столу, перекреститься, помолиться — и лишь после этого можно сесть. А вставать из-за стола можно было только тогда, когда все поели и поблагодарили за трапезу Всевышнего. Глубоко верующим человеком была и учительница Алоизия. Она очень часто организовывала для воспитанников духовные мероприятия.

В последний год войны, за несколько месяцев до ее окончания, Алоизий был призван в Красную армию. Солдат из Латгалии каждый вечер читал семь молитв в честь Аглонской Богоматери. Стоя в карауле, тоже не переставал молиться. Во время его службы был такой случай. Солдатам по очереди нужно было целую неделю топить печи. Когда подошла очередь дежурства А. Булса, один из командиров отыскал где-то небольшой молитвенник на латгальском языке и приказал Алоизию бросить его в печь. Юноша отказался делать это, сказав: “Это по уставу не требуется”. Бросай, мол, в огонь сам.

За все время службы бывало немало ситуаций, когда жизнь висела на волоске, однако Всевышний охранял Алоизия. Правда, в 1950-м году молодой мужчина вернулся домой инвалидом 2-й группы. Один год прожил в деревне, в родительском доме, не работал, никуда не ходил, залечивая полученные на службе раны. В колхоз не вступил, поскольку хотел работать сапожником. Когда призвали на службу брата, в 1951-м году, переехал жить в Краславу. Устроился на комбинат бытового обслуживания учеником сапожника. Несмотря на то, что в годы войны освоил профессию в Даугавпилсском ремесленном училище, документ с печатью немецкой оккупационной власти оказался недействительным. В итоге сапожником А. Булс отработал до самого своего выхода на пенсию. Одно место работы — разве это не прекрасно?!

С Аполлонией, которая в то время работала в прокуратуре техническим сотрудником, Алоизий познакомился благодаря подруге, с которой дружил вначале. “Когда подруга “послала” меня, обратил внимание на Аполлонию. Она мне нравилась, я понял, что это будет хорошая хозяйка, — с улыбкой рассказывал пожилой мужчина. — Слава Богу, не ошибся!”

Они тихо обвенчались, в присутствии одних лишь свидетелей. Да и свадьбу широко не праздновали, поскольку не позволяли материальные условия.

Молодая жена отучила Алоизия от курения, за что сегодня он ей премного благодарен. В обувной мастерской мужики нередко любили выпить, даже с утра норовили опрокинуть стаканчик. Но и в этой ситуации Господь был рядом — не позволил спиться, как иные.

В отличие от Алоизия, Аполлония работала во многих места: в прокуратуре, поваром в больнице, в кулинарии, в ткацком цеху, в хирургическом отделении разносчицей еды. Из цеха ушла, когда начали беспокоить боли в ногах.
На свет один за другим стали появляться дети: дочь Анна, затем, спустя четыре года — Регина, еще через три — последыш, сын Альфред. Домик прикупили позже. Ну, а прежде чем начать жить в нем после проведенного ремонта — освятили, как положено. Не переводится милость Божья в этих стенах и поныне.

Сами воспитанные в вере, супруги Булсы согласно христианским ценностям вырастили и детей. “Мама тихонечко водила нас в церковь — чтобы никто не увидел и не попало в школе, — рассказывает Регина. — Да, в годы атеизма верующим пришлось пережить немало неприятностей”.

Но сейчас “милые старички” (именно так к ним обращаются самые близкие люди в своем эмоциональном, полном душевной теплоты, поздравлении) могут по праву гордиться как детьми, так и внуками и правнуками — образованными, успешными, духовно богатыми, материально обеспеченными. Дедушка с радостью демонстрирует подарок внучки Кристине — натюрморты, украшающие стены веранды. Она только что получила в Академии художеств диплом дизайнера. Ну, а бабушка не перестает восхищаться самым приятным сюрпризом последних лет — бриллиантовой свадьбой, которую тайно организовали родные, по инициативе внучек Агнии и Кристине. Только воскресным утром, за пару часов до этого важнейшего мероприятия, “милые старички” услышали слова: “Собирайтесь, едем в костел!”

Большинство внуков, за исключением трех дочек Альфреда, уже создали собственные семьи. На волнительное мероприятие в Краславе не смогли приехать сын Анны Раймонд с женой. Да и семья Регининого сына Яниса не рискнула отправиться в дальний путь с только что родившимся (14 июня) первенцем на руках. Приемная дочь Регины Анита также не смогла прибыть из Швейцарии. Ну, а остальные, большие и маленькие, вместе в пожилыми юбилярами пришли в храм поблагодарить Всевышнего за оказанные им милости. Даже 10-месячная правнучка Эния вела себя в церкви прилично и послушно. И лишь трехлетние сестрички-близняшки Летиция и Элизабете, которых практически нельзя отличить друг от дружки, все стремились удовлетворить свое любопытство и исследовать все закоулки незнакомого храма.

Аполлония и Алоизий продолжают молиться о своей многочисленной родне, никогда не забывая заказать за них св. Мессы. Дети и внуки, в свою очередь — кто в большей, кто в меньшей степени, — тоже стремятся жить в дружбе с Господом. Многие из родных принимают активное участие в жизни своих приходов — в Риге, Орге, Икшкиле, Германии, Швейцарии. Регина, например, поет в хоре церкви Христа-Царя, а ее муж ежегодно отправляется паломником из Риги в Аглону пешком. Да и дочери Альфреда восхваляют Бога своими звонкими голосами. Вместе со Всевышним у них всегда будет все, что нужно. Не перестают родные сердечно заботиться также о своих старичках. Поэтому Аполлония и Алоизий могут спокойно чувствовать себя на склоне лет. И пусть Господь будет к ним неизменно милостив!

Геновефа КАЛВИША.

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Ada, Adele, Antra

Партнеры

  • Latvijas Reitingi