Главное — покой в душе и мир в семье

Узкий, зарастающий травой проселок, петляющий между нависающими над дорогой кустами, завоевывающими все более обширные территории, вопреки моим ожиданиям, привел не к покосившейся от времени избушке, а к опрятному, ухоженному домику на пригорке, расположившемуся неподалеку от дороги Краслава-Дагда.

В ответ на совсем не злобный лай верного сторожа послышались шаги, и вот уже перед нами стоит хозяйка — Юзефа Антоновна Олехно, широко распахнувшая двери своего дома и со всем присущим ей гостеприимством пригласившая в самую просторную и нарядную комнату...

В первые минуты общения с убеленной сединами женщиной подумалось вдруг: нелегко все же в наших краях отыскать человека в преклонном возрасте, жизненный путь которого был бы устлан лепестками роз! И прошлое, и, в большинстве случаев, настоящее наших почтенных пенсионеров — это чаще всего не “благодаря”, а “вопреки”. И жизнь Юзефы Антоновны — лишнее тому подтверждение...

Повод для визита в это уютное жилище оказался более чем уважительным — со дня на день хозяйка готовилась отпраздновать, ни много ни мало, 90-летний юбилей! Одна из старейших жительниц Калниешской волости сама к публичности никогда не стремилась, жила просто, тихо и скромно... И никогда бы, наверное, мы о ней не узнали, если б не Леонгина Мицкевича, золовка, которая вполне справедливо посчитала, что газетная публикация — лучший подарок и самый верный способ отблагодарить этого светлого, доброго и мудрого человека — за те положительные эмоции, которые остаются в сердцах окружающих после общения с ней…

Родилась Юзефа в обычной сельской семье, и была старшей из восьмерых детей Марии Августовны и Антона Донатовича Мицкевичей. Мать рано осталось одна — отец, пройдя войну (как вспоминает сама женщина, “между белыми и красными”) и вернувшись домой тяжело раненым, долго болел и ушел из жизни совсем молодым. А поскольку Юзефа была старшей, получилось, что главной маминой помощницей в 13 лет стала именно она. Работы никакой не чуралась, да и нельзя было на селе иначе — пропадешь. Женщина вспомнила случай из детства, когда однажды мама уехала в Краславу, а она, еще совсем девчонка, попросила дядю показать ей, как нужно “идти за лошадью” и вспахивать огород. Тот категорически отказался: мол, и поле испортишь, и сама покалечишься; куда тебе с этакой своенравной лошадкой управиться?! Тогда Юзефа, ничтоже сумняшеся, пошла к глухонемому соседу и жестами попыталась объясниться: чтоб тот научил, раз уж дядя отказывается. Это был день, когда девочка впервые сама вспахала огород. Работала до тех пор, пока мама домой не вернулась. И какой-то особой своей заслугой сама женщина это отнюдь не считает. А разве можно иначе? Кто помог бы маме, если не она? Уже позже, когда вышла замуж, Юзефа Антоновна сильно удивила молодого мужа, когда отказалась звать на помощь соседа и сама пошла сеять овес, еще и постыдив при этом своего Язепа: вот, мол, чего еще вздумал — соседа просить! Для супруга, который сам до женитьбы на Юзефе с гужевым транспортом и многочисленными сельскими работами был на “вы”, это стало настоящим откровением.

…Становление колхозов внесло перемены и в жизнь Юзефы Антоновны. В Скайстскую школу потребовалась уборщица, и девушка, недолго думая, пошла туда. “Убирала в классных помещениях, — говорит женщина. — Делала все, о чем просили, а после шла к директору Папсуевичу коров доить. Такие были времена. Но я чувствовала себя счастливой — помимо того, что зарплата полагалась, место для проживания выделили, так еще и паек по праздникам выдавали. Все продукты, которые получала, несла маме, братьям и сестренкам. Им-то было еще труднее, я, по сути, единственной добытчицей осталась. А меня подкармливала вторая уборщица, они лучше жили”. Так получилось, что собственной земли у большой семьи Мицкевичей не было, и детям приходилось сызмальства зарабатывать на хлеб, батрача у более зажиточных соседей. Вот и Юзефа, отработав совсем недолго в школе, попала в Спалвишки, где в семье Милашей прожила два года — у них некому было огород пахать. Хозяйка на девушку нарадоваться не могла, все говорила: “Ты лучше, чем работник, которого муж нанимал — тот только и делал, что перекуривал”.

Зимой 1948-го года Юзефа вышла замуж. Суженым оказался Язеп Олехно, вдовец. Так молодая женщина враз стала не только женой, но и мамой для троих детей супруга. Со временем в новой семье один за другим появились на свет трое сыновей — Антон, Владимир и Арвид. Вдвоем с мужем построили в Анджанах дом, от фундамента до крыши. “Помню, Язеп дал мне топор, и я колола глину, чтобы подготовить место для фундамента. Попадешь на камень — аж искры летят. Как справились — сейчас представить сложно, а тогда все как-то само собой получилось...” Так случилось, что Юзефа в чем-то повторила судьбу мамы, оставшись одна с детьми, двое из которых тогда еще были школьниками — муж рано ушел из жизни. Рассказывая о нем, о том, как трепетно и бережно супруг к ней относился, Юзефа Антоновна и сегодня не может сдержать слез. Кто знает, как бы сложилась жизнь, если б муж пожил дольше!..

Стаж работы в колхозе Юзефа Антоновна Олехно исчисляет десятилетиями. Телятницей на ферме в Анджанах отработала 38 лет. Поначалу без праздников, выходных и отпусков. Нередко на помощь приходили и сыновья, которые учились тогда во вторую смену (школа небольшая, а детей было много). А еще была ферма в Нипанишках. “Наваришь, бывало, дома каши, разольешь по 40-литровым каннам, погрузишь на телегу — и на ферму…”

Первая зарплата трудолюбивой Антоновны составила... 28 рублей. Напарницу Геню муж в тот день отчитал, сказав: “Ты ботинок больше износишь, чем денег заработаешь на этой ферме!” В итоге та работать отказалась. “А когда ко мне пришел бригадир и сказал, что телят кормить некому и они останутся голодными — как можно было допустить такое?!” — недоумевает женщина. Поэтому следовать примеру напарницы Юзефа не стала. Да и жить как-то нужно было, работать и растить детей... Благо, со временем зарплаты стали увеличиваться. А еще дома было хозяйство: с работы бежишь к своим коровкам, телятам, поросятам...

“Знаете, — говорит Юзефа Антоновна, — сегодня и сама не понимаю, откуда такая сила и отвага у меня тогда были. Попросит кто поросенка зарезать — никогда не отказывала. Мужики и раньше-то были не сильно смелые! Огород вспахать — пожалуйста! Ведь нужно помогать друг другу. Глядишь, и тебе что-то понадобится — к кому тогда обратишься и кто тебя выручит, коль сама отказывала людям?”

…Последние несколько лет Юзефа Антоновна живет одна. Замуж во второй раз она так и не вышла — видимо, планка была слишком высока…

Пожилая женщина сегодня неважно слышит, сердце пошаливает... Но при всем при этом с удовольствием выходит на люди, самостоятельно может прополоть огород. Хозяйство держала до восьмидесяти с лишним лет, но теперь силы не те, да и надобности особой нет — свое отработала. А еще она до сих пор без посторонней помощи введет нитку в иголку. И связанные ею носки носит-нахваливает вся многочисленная родня…

Главное богатство для нее — три сына, четыре внучки, два правнука и правнучка. Не забывают ее, приезжают, помогают и оберегают. А за юбилейным столом тосты за здравие произносила вся многочисленная родня, соседи и друзья. Мама Юзефы Антоновны, Мария, свою долгую земную жизнь завершила в возрасте 101 года. И мы, присоединяясь к поздравлениям, пожелаем нынешней виновнице торжества (с полным правом и без малейших скидок на возраст) еще долгих-долгих счастливых лет!

Марина НИПАНЕ.

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Ada, Adele, Antra

Партнеры

  • Latvijas Reitingi