Летние хлопоты

Андрупенская волость является административной территорией Дагдского края, руководит которой, как и до образования краев, Мелания Рудавина.

Это одна из редких волостей, где основная школа и детское дошкольное заведение работают как две отдельные структурные единицы.

— Не так давно в Андрупенском детсаде работала круглосуточная группа, в которой дети могли остаться на ночь. Что будет с 1 сентября?

— Действительно, в нашем садике имелась такая группа, но нынче ее не будет. Пара жителей изъявили желание ее оставить, но, честно говоря, группа была предназначена для детей, которым предстоит дальний путь в автобусе. Теперь мы организовали перевозки таким образом, что вместе с детьми в салоне находится специально отряженный волостью человек, заботящийся о безопасности маленьких пассажиров. Водитель автобуса не берется отвечать за ребятишек, которых везет из Дагды. Поэтому из безработных, выполняющих оплачиваемые временные общественные работы, выделен сопровождающий. Поскольку дагдский детсад принять всех малышей не способен, мы предложили горожанам воспользоваться услугами нашего дошкольного учреждения. Сообщение обеспечено, садик располагает всем необходимым, есть специалисты, места. Посмотрим, как будет востребована услуга. Думаю, для начала 2-3 ребенка у нас появится.

— Много ли ожидается первоклассников? Позаботитесь ли о подарках для них? Как вообще подготовлена школа к новому учебному году?

— В 1-й класс ожидаем 12 ребятишек. Ежегодно 1 сентября дарим им буквари. Нынче попросили у края 1400 латов на новые учебники, чтобы хоть частично пополнить фонд школьной библиотеки. Многие книги износились морально и физически. Ремонтные работы тоже идут: из наиболее крупных вложений — новое половое покрытие в спортзале, подготовка уже проведена. На ремонт будет затрачено в общей сложности 1500 латов.

— Этим летом шла стройка у народного дома…

— Своими силами возвели дровяной сарайчик. Осталось доделать кое-какие мелочи, но дрова там уже складывают. Единственное, чего попросим у краевой думы — оплатить расходы на приобретение кровельного материала, примерно на 1500 латов. Поначалу планировалось поставить сарай длиной в 15 метров, получилось же 22, с отсеком для хранения материалов. Строительство вели безработные, выполняющие оплачиваемые временные общественные работы. Вначале нас одолевали сомнения: специалистов среди них не было. Руководил работой электрик, отвечающий за котельные. Начали с обращения в краевую стройуправу, где для нас разработали план. Обсудили со специалистами ход работ, не отказывали они в советах и непосредственно при строительстве. Лес у нас свой, выписали порубочный билет, сами заготовили стройматериалы, пришлось оплатить только транспорт и распиловку. Оставшиеся доски ушли на починку игровых домиков на детской площадке, пригодятся и для уроков труда.

В Андрупене две котельные: одна отапливает народный дом, вторая — школу, здание волостной управы и детсад, куда тепло подается по реконструированной трассе. Вопрос хранения дров в школе решили еще за счет денег, отпущенных на объединение. Тогда отремонтировали детсад и школу, а заодно реконструировали старый дровяной сарай. Теперь перед школьным зданием больше не красуется штабель, да и дрова всегда сухие.

Тепло в музей-усадьбу подается с помощью насосов, для чего требуется электроэнергия. Технология, внедренная несколько лет назад, нас удовлетворяет. В доме на полную мощность насос не запускаем, поддерживаем лишь температуру, необходимую для того, чтобы избе- жать порчи мебели. Более комфортной температуры требует только комната для семинаров. В будущем году хотим приобрести для музея добротную печь для выпечки нашего эксклюзивного хлеба. Продукция пользуется огромным спросом: например, на выставке “Balttour” хлеб разошелся в один миг. Печь стоит более 2000 латов, нам такая сумма не по карману, будем просить содействия думы.

В музее трудятся две работницы, так останется и в дальнейшем. Посетителей у нас немало, особенно летом. Продаем билеты, выручка поступает в волостную кассу. По субботам популярны свадебные поезда в духе традиций. Расценки утверждены краевой думой. Собранные средства уходят на музейные нужды, однако чтобы покрыть все расходы, их не хватает. Надо рассчитываться с сотрудниками, оплачивать электроэнергию и так далее.

— В центре поселка Андрупене возвышается костел. Его тоже каждый год ремонтируют, поправляют…

— Нынче у костела проложили дренаж, чтобы отвести воду и предотвратить разрушение фундамента, заложенного, как оказалось, всего на метровую глубину. Пригласили архитекторов, которые все обследовали. В свою очередь, дума оплатила работы.

— Дождь не щадит также дороги. Каким было в этом плане нынешнее лето?

— Сильные ливни, конечно же, нанесли ущерб нашим дорогам, но в целом они не очень пострадали. Люди всегда на что-то жалуются, и я пытаюсь объяснить им, сколько денег получаем на содержание и какой нелепой политики в этой области придерживается государство. Например, на текущий год наша волость получила на дороги только 8400 латов, в лучшие годы давали даже 120000 латов. Тогда мы и отремонтировали ряд участков, исправно служащих до сих пор. Теперь, ближе к осени, деньги вообще закончились, не на что будет даже снег расчищать. Краю вроде бы обещают дополнительные средства на содержание дорог, а дадут или нет — неизвестно. Между тем, нам необходимо проложить еще несколько проток. Жители улицы Сколас сетуют, что в дождь грунтовые воды подтапливают дворы. Вместе с дорожниками обследовали это место, составили акт. Надо копать канаву, чтобы отвести воду.

В общей сложности состояние волостных дорог удовлетворительное. Первым долгом заботимся о тех, по которым возят школьников и ездят молоковозы. В свое время люди привыкли к тому, что регулярно ходили грейдеры, подравнивания полотно, теперь же этого позволить не можем — нет денег. Бывает, жители обращаются к руководителю самоуправления, к дорожному мастеру, ко мне. Разъясняем, ставим жалобу на контроль, по возможности устраняем недостатки.

Одно время люди жаловались на лесовозы, складировавшие пиловочник у дороги Бижа-Асташово. Выехав на место, убедились, что ущерба нет. Предприниматель купил делянку, вырубил лес и сложил штабель у дороги. Вывозили лес в сухую погоду, так что полотно разбить не могли. Вообще этот вопрос более или менее отрегулирован: лесоразработчики заключают соглашение на вывоз древесины в разрешенное время, а если дорожное покрытие пострадает, то сами его и восстановят.

Строить новые дороги у нас нет никакой возможности. Совершено непроезжим является участок Гришаны-Оловец. Отремонтировать его за свой счет самоуправление не в состоянии. В свое время был разработан технический проект на реконструкцию, однако не хватило денег на долевое участие. Документ был передан краевому самоуправлению, теперь устарел и в случае строительства дороги потребует переработки. В настоящее время подъезд нужен одной семье, второй выделена квартира в центре. Производства там нет, и вряд ли дорогу туда когда-либо построят, так как отсутствует экономическое обоснование. К тому же, она даже не волостная. С другой стороны, подъехать на автотранспорте к дому оставшегося там жителя действительно невозможно.

— Налажено ли водоснабжение в крупных населенных пунктах волости?

— Да, причем во всех четырех — Андрупене, Асташово, Мариамполе, Казимирово. В Асташово и Казимирово нет канализации, да и вряд ли будет: в первом поселке набирается менее 50 пользователей, во втором — около 15. В прошлом году переняли казимировскую насосную станцию, которая находилась в плачевном состоянии. Уже этой весной завершили строительство станции обезжелезивания. Остался сущий пустяк — поставить ограду, материал уже приобретен. На обезжелезивающее оборудование деньги отпустило самоуправление: вначале планировалась меньшая сумма, однако закупка “потянула” на 8,5 тысячи латов. Сами вложили 3 тысячи, чтобы привести в порядок здание, расставить оборудование, выкопать пруд для отвода вымытого железа, приобрести материал для ограды. Установку можно собрать за пару дней, а вот подготовка требует времени. Насколько мне известно, жители удовлетворены, что в воде стало меньше железа. Тариф на водоснабжение одинаков для всех жителей волости. При неимении счетчика плата взимается из расчета на одного человека. Например, в Андрупене водомеры имеют 70% жителей. Их установка в интересах самих людей, следует лишь задуматься, какую фирму выбрать. Затраты на установку покрывает сам заказчик.

Нельзя не признать, что коммунальное хозяйство на селе — слабое звено, и без дотаций здесь не обойтись. Случаются аварии, на устранение которых уходят немалые средства. Например, в центре Андрупене разорвало старую чугунную водопроводную трубу, так пришлось заменить целый участок. Немало в волости и многоквартирных домов: по одному в Асташово и Казимирово, три в Андрупене, пять в Мариамполе. У жильцов то и дело возникают проблемы, однако почти все квартиры приватизированы и о ремонте надо заботиться самим владельцам. Все, что принадлежит самоуправлению, это несколько квартир в Мариамполе, где жили учителя. Одни их приватизировали, другие — нет.

— Спасибо за интервью!

Юрис РОГА.

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Ada, Adele, Antra

Партнеры

  • Latvijas Reitingi