Родная кровь, литовская

Большая Индрица… Место, известное на всю Латвию древнейшим деревянным костелом, а еще неповторимыми по живописности пейзажами — на правобережье красавицы-Даугавы.

…Выписка из крепостной книги нотариального архива по Двинскому уезду за 1894 год: “Означенное имение Большая Индрица наследовала графиня Каролина Платер 30 октября 1817 года, после ее смерти — сын Михаил Платер. 10 ноября 1893 года граф Михаил Платер выдал доверенность присяжному поверенному Вячеславу Федоровичу на право продажи имения — 755,93 десятины земли, жилых и нежилых построек, водяной мельницы, приносящей чистый годовой доход 50 рублей. Граф Михаил Платер за это имение получил от покупателей 40000 рублей, включая сумму долга банку и все расходы покупателей на оформление…”

Судебный пристав Витебского окружного суда Александр Морев ввел купивших имение во владение им 1 ноября 1894 года. Из “Вводного листа” от 24 мая 1894 года следует, что имение Большая Индрица приобрели 16 собственников: 13 — из Виленской губернии, 3 — из Ковенской. Есть предположение, что сделку организовал Иоахим Варнас, купивший 12 долей из 152. Он родом из Вилькомирского уезда (ныне Укмерге) Ковенской губернии, 16 июня 1885 года обвенчался с Домицеллой. Иоахим Варнас выглядел по тем временам сравнительно образованным, в Краславском историко-художественном музее хранится свидетельство об окончании им в 1867 году трехлетнего училища. На многих документах того времени значится “… а за его (ее) неграмотного расписался Иоахим Варнас”.

Новые хозяева имения Большая Индрица оформляли кредиты, заключали арендные договора, сообща покупали лотерейные билеты, продавали свои долги и право на их взыскание, решали свои проблемы через суд — и почти всегда успешно.

У Иоахима и Домицеллы Варнас было 11 детей. Доминик и Антоний умерли в детстве. Дочь Текла воспитывалась в училище при костеле св. Екатерины в Санкт-Петербурге, получив специальность домашней учительницы, позже ушла в монастырь. Сыновья Михаил, Павел и Станислав похоронены на фамильном кладбище в Индрице, дочери Людвига, Феломея и Текла — в Польше, Марина — в Краславе, Клотильда — в Риге. Их брат Роберт в 1912 году переехал в Нью-Йорк, и по имеющейся информации и сегодня в штате Иллинойс проживает с десяток человек с фамилией Warno. На протяжении жизни Роберт Варнас связь с латвийскими родственниками не поддерживал, но известно, что его жизнь за океаном оборвалась в 1975 году.

Сегодня потомки крестьянского рода Иоахима и Домицеллы Варнас проживают в Латвии, Польше, России, Белоруссии, США, а собрать всех родственников в Индрице задумали продолжатели рода, живущие в Краславском крае. Среди них немало известных имен — активная пенсионерка Бирута Стивриня, специалист Службы поддержки села Эгилс Мускарс, авторитетные педагоги Илона Ванага и Илона Апрупе, калниешские крестьяне Чеслав и Янис Варнасы. В Риге живут архитектор Айнарс Аболиньш, оператор LNT Ренарс Мускарс и Витаутас Варнас, которого, не сомневаюсь, хорошо помнят краславчане.

На слет крестьянского рода Варнасов, насчитывающего около сотни человек, в жилах которых течет литовская кровь, в Индрицу собралось шесть десятков. Случилось это знаменательное событие в августе, и началось с богослужения в Индрицком костеле, которое провели священнослужители Марьян Далецкий и Геннадий Алферов. В стенах старинного храма, жемчужины Латгалии деревянного зодчества, и по сей день живет добрая память о щедром человеке Варнасе, который в 1938 году на собственные средства установил колокол весом 35 пудов и стоимостью в 700 латов! На внутренней стороне колокола сохранилась надпись на литовском языке, свидетельствующая о том, что это дар храму Иоахима Варнаса. С наружной — еще одна, в переводе означающая “Звени во славу Бога и на благо людей”. Кроме того, щедрый прихожанин оплатил оформление интерьера — гип- совые барельефы, отображающие путь Христа на Голгофу. За что был пожалован редкой привилегией — в правой стороне алтаря, перед царскими воротами была установлена фамильная скамья, на которой члены семьи Варнас мог- ли молиться во время богослужений. Сохранилась она и до наших дней.

После мессы гости из ближних и дальних мест склонили головы и возложили цветы на могилы родных людей, а затем предались воспоминаниям в стенах Калниешского нардома. Главные организаторы знаковой встречи — Бирута Стивриня, Эгил Мускарс, Илона Апрупе и Чеслав Варнас — собрали бесценные фотографии и документы конца девятнадцатого - начала двадцатого веков, которые демонстрировались на экране. Эмоции воспоминаний захватили всех, а возраст участников родового собрания Варнасов — от 3 до 87 лет. Большинство из них впервые увидели друг друга: обмен адресами, номерами телефонов и сердечные приглашения в гости. Будет теперь у большого рода Варнасов свой фамильный флаг, а через два года непременно состоится следующий слет.

Рассказанная история — яркий пример почитания родовых корней, на чем и держится память и история человеческая. Внимание к генеалогическому древу не поощрялось советской властью: в родословной многих семей могли оказаться и царские военные, и священнослужители, и солидные собственники, и хозяева от Бога, подобные трудолюбивой семье Варнасов, которым позже цинично навешивался ярлык “кулаков” — с известными последствиями. Жизнь все расставила по своим местам и уж действительно, не место красит человека. А добрая память не подвластна времени.

Алексей ГОНЧАРОВ.

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Ada, Adele, Antra

Партнеры

  • Latvijas Reitingi