О медицине, демографии, аэропорте, выборах…

После публичной дискуссии “Улучшение инфраструктуры — основа развития регионов”, прошедшей в рамках 11-го Праздника книги Краславского края, премьер-министр Валдис Домбровскис ответил на вопросы журналистов.

В начале пресс-конференции глава правительства сделал короткое заявление: “Если мы говорим о развитии инфраструктуры, то одним из важнейших в этом отношении является План национального развития и обсуждение финансовых перспектив на 2014-2029-е годы. Именно эти составляющие станут средствами, которые мы сможем направить на реализацию проектов инфраструктуры. Главную ставку в ходе дискуссии постараемся делать на то, каким образом будем пытаться увязать это развитие инфраструктуры с развитием предпринимательства — чтобы после приведения в порядок инфраструктуры появились новые рабочие места и возможность увеличения налоговых поступлений, а также соответствующим образом финансировать социальные и прочие программы.

Вопросы журналистов премьер-министру В. Домбровскису

— За границу уезжает работать множество опытных, высокопрофессиональных медсестер. Поскольку в Латвии на зарплату медицинской сестры просто не выжить. Кроме этого, покидают страну и врачи. Раз уж здоровье — самое дорогое, что у человека есть, почему это никак не отражается на зарплатах медиков? Почему, например, в Германии медсестра может получать приличную зарплату, а в Латвии — нет?

— Что касается медицинского обслуживания, то удержать в стране людские ресурсы и развивать медицину — это наши первоочередные задачи. Проблема, существующая сегодня, состоит в том, что мы со стороны государства напрямую не регулируем зарплаты врачей и медсестер. У нас действует система, когда государство фактически покупает у больниц, действующих как общества капитала, медицинские услуги. Причем это могут быть и государственные, и самоуправленческие, и полностью находящиеся в частных руках общества капитала. То, что мы сделали в последнее время — это увеличили ряд позиций по оплате данных услуг, что позволяет больницам принимать решения об увеличении зарплат. Если рассматривать бюджет 2013-го года, то из более чем 120 миллионов латов, которые предназначены на реализацию приоритетных мероприятий, примерно 40 миллионов выделено на здравоохранение. Это одна из тех сфер, которым уделяется повышенное внимание.

Конечно, следует понимать, что в очень многих отраслях мы сегодня выбираемся из кризиса, выходя из относительно низких бюджетных показателей. Нам едва удалось изыскать дополнительное финансирование как на медицину, так и на те сферы, где мы фактически контролируем зарплаты. И повышение заработной платы началось именно с самых низких. Относится это и к педагогам, получившим прибавку уже с 1 сентября. Причем это и те, кто занят в культурном образовании — их зарплаты приравнены к зарплатам педагогов общеобразовательных школ. Кроме того, с будущего года прибавку получат и работники системы внутренних дел — полицейские, пограничники, пожарные, те, кто трудится в судебной системе, управлении мест заключения, в подчинении Минблага — работники центров социального ухода.

— Предприниматели высоко оценили Программу развития Латгалии. Однако можно услышать от них и такие слова: “Зачем нужна инфраструктура, если людей не будет?” Речь идет о демографических проблемах. Что намерены делать в этом плане? И здесь имеется в виду не прибавка в размере нескольких латов к пособиям, а то, что этот ребенок, молодой человек нужны нашему государству…

— Демография выдвинута в качестве одного из бюджетных приоритетов — как в поправках к документу этого года, так и в бюджете будущего, где на решение демографических проблем выделяется дополнительно 38 миллионов латов. Самые главные мероприятия, о которых могу рассказать: увеличение потолков материнских зарплат с 350 до 700 латов, а также на 50% от суммы, которая выше этого; увеличение в два раза платежей социального страхования за лиц, ухаживающих за ребенком — с 50 до 100 латов в месяц. Кроме того, нельзя не сказать о Программе здоровья матери и ребенка, программе искусственного оплодотворения — обе уже включены в бюджет нынешнего года. В настоящее время ведутся дискуссии о возможном выделении пособий родителям детей, которым исполнился год, однако устроить в детсад их нет возможности. Все признают, что в течение года после рождения размер пособия достаточен, а вот пособие в промежутке от года до полутора, когда, по сути, ребенка можно отправлять в детский сад, — это серьезная проблема.

Второй вопрос — это доступность детсадов. Парадоксально, а, возможно, и закономерно — проблемы детсадов возникают отнюдь не в самых бедных самоуправлениях, напротив — в более состоятельных. Одно из решений данной проблемы, которое сегодня активно об-суждается с самоуправлениями — поддержка в виде целевых дотаций, направляемых на развитие инфраструктуры детсадов.

Как известно, сейчас эти вопросы нередко становятся объектом политических махинаций. Понятно, что тема стала весьма популярной, и отдельные партии стараются в преддверии выборов самоуправлений строить на этом свои рейтинги. Однако если отбросить всю политику, демография — это приоритет, в бюджет будущего года заложено достаточно средств, дальше будет, надеюсь, больше. Мы анализируем опыт соседней Эстонии. Работы нам предстоит много, причем действовать должны быстро.

— Каково Ваше мнение насчет Даугавпилсского аэропорта?

— Проблема заключается в том, что это — проект приграничного сотрудничества. Объем финансирования, заявленный изначально, если не ошибаюсь, около 3 миллионов латов. И вдруг затраты возросли, превысив аж 20 миллионов. На данный момент мы не имеем возможности вдруг выделить из еврофондов (средства которых, по сути, уже разделены) около 25 миллионов латов. Даугавпилс, совместно с другими самоуправлениями, вовлеченными в проект, сейчас пытается найти решение вместе с Министерством финансов. Однако проблема в том, что, по сравнению с изначальным финансированием, объем проекта увеличился в несколько раз, а у нас нет возможность также в несколько раз увеличить размер финансирования.

— Одно дело — реализовать проект, а совсем другое — вопрос дальнейшего существования аэропорта. Это реально?

— Конечно, вопрос следовало бы адресовать тому ведомству, которое занимается сообщением — чтобы оценили жизнеспособность аэропорта. Как пример можем рассматривать Лиепаю, где есть аэропорт, он действует. Однако развитие в нем наблюдалось лишь в тот период, когда государство за каждого пассажира, решившего слетать в Лиепаю, доплачивало примерно пять латов. К сожалению, сейчас мы такой возможности больше не имеем. То, насколько жизнеспособным окажется Даугавпилсский аэропорт, какими будут его рейсы — все это следует оценить Министерству сообщения.

— В Латвии до сих пор нет возможности проголосовать электронным способом — несмотря на то, что правительство концепцию интернет-голосования разработало около 10 лет назад. Это заставляет задуматься: а не боятся ли политики нового, образованного избирателя, который сегодня не имеет возможности выстаивать очередь у избирательного участка, но при этом готов отдать свой голос посредством мобильного телефона или интернета?

— В общем и целом концепция электронного голосования была поддержана. Следует признать, что возражения по многим позициям были не со стороны политиков, а со стороны ИТ-специалистов и независимых экспертов. Они цитировали нам опыт Германии, где, якобы, такое электронное голосование запрещено, поскольку система не позволяет наблюдателям — как от партий, так и со стороны негосударственного сектора — без применения каких-либо дополнительных средств следить за процессом выборов и подсчетом голосов. Так это или нет, сказать вам не берусь, не проверял, могу повторить лишь сказанное экспертами. Одним словом, волнения экспертов так или иначе связаны с потенциальной возможностью подтасовки результатов. Со своей стороны я упомянул опыт Эстонии, где со всеми проблемами, вероятно, справились и там действует электронное голосование. В общем, идея эта продвигается и мы, естественно, попросили Министерство сообщения углубленно изучить вопрос безопасности — чтобы быть уверенными, что результаты выборов не будут искажены. Это самый важный момент, однако концептуально, как я уже сказал, решение получило поддержку.

— А будет ли возможность проголосовать электронным способом уже на выборах самоуправлений?

— Нет, на предстоящих такой возможности не будет, потому что подготовка системы и пересмотр всего процесса выборов — достаточно длительный проект. Мы очень хорошо знаем, каким образом в стране и самоуправлениях происходят закупки. Кстати, мы дважды выступали с различными предложениями по поводу того, как улучшить систему закупок, однако суд Сатверсме дважды не поддержал их. Касались эти поправки, во-первых, необоснованных апелляций, когда тот, кто обжалует решение, вносит денежную сумму (залог), которую теряет, если его претензия оказывается необоснованной. А еще было предложение ограничить возможность участвовать в закупках, объявленных государством и самоуправлениями, тем, кто выдает зарплаты в конвертах — определив, какой процент (его нижний порог) от средней зарплаты по отрасли предприятие должно платить работникам, чтобы иметь возможность участвовать в конкурсах закупок.

При объявлении любой закупки — и той, которую мы обсуждаем, тоже, — не можем ограничивать себя столь жесткими временными рамками, какие остались до выборов. Ведь нельзя быть уверенными, что в течение полугода произведем закупку, создадим информационную систему и уже в июне сможем не идти на избирательный пункт, а останемся дома и проголосуем в интернете.

Юрис РОГА.

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Alda, Maruta

Партнеры

  • Latvijas Reitingi