Школы, в которых учатся наши дети

Заведующая отделом образования и культуры Краславского края Лидия Платонова подтвердила, что на данный момент не поступало ни одного предложения относительно закрытия какой-либо из школ, расположенных на территории самоуправления.

О реорганизации, согласно законодательству, учащиеся и их родители должны быть проинформированы заблаговременно — как минимум за шесть месяцев. Депутаты нынешнего созыва объявили, что не станут закрывать ни одну школу, будут держаться до последнего, и больше к этому вопросу не возвращались. Между тем, число учащихся стремительно сокращается, и если сравнить их количество с тем, которое наблюдалось лет 15-20 назад, то ситуация выглядит весьма драматично.

Я попросил заведующую отделом образования и культуры прокомментировать сложившуюся в крае ситуацию.

— Цифры действительно выглядят устрашающе. Однако если сравнивать положение, в котором ока- зались соседние самоуправления, то ситуация вовсе не так драматична. В 1-12-х классах наших 11 школ учатся 1587 школьников. По сравнению с прошлым годом их число снизилось, но несущественно — на 46 человек во всем крае. На фоне других самоуправлений сокращение небольшое. В первые классы нынче пошел 161 ученик — на 30 больше, чем годом ранее. Да и в целом по республике количество первоклассников увеличилось. Это дети, которые родились в 2005-м — в так называемые “жирные годы”, когда политика государства в отношении пособий была благоприятной и семьи не выезжали в массовом порядке из страны. Обязательную программы в крае осваивают 237 пяти- и шестилеток. Если сравнить с предыдущим годом, их стало меньше (тогда было 280). В учебных заведениях самоуправления работают 256 педагогов. Все волости доплачивают им, поскольку на селе классы небольшие. Для того чтобы они полностью финансировали себя, в классе должно быть как минимум 14 школьников. Поэтому, чтобы учителя получали основную минимальную ставку в размере 280 латов, им приходится доплачивать — за подготовку к урокам, проверку домашних заданий и тому подобную работу.

— Охарактеризуйте, пожалуйста, ситуацию в каждой из школ…

— В Калниешской основной школе работают 11 педагогов, которые учат 46 детей — на три меньше, чем годом ранее. Для основной школы это маленькое количество учащихся. Я сравниваю ситуацию на конец предыдущего и начало текущего учебного года. Не избежать снижения числа учащихся и в дальнейшем. В школе внедряется программа для нацменьшинств, а потому, сколько детей там начали учиться, столько и продолжат. Причем не факт, что во время учебы не отсеется еще кто-то. Не, кто хочет поступать в городскую латышскую школу, принимает решение своевременно и начинает учебу в соответствующей группе 5-6-леток. Кроме этого, бывают случаи, когда ребенку назначается специальная об- разовательная программа, которую в Калниешах не реализуют. Такие дети переходят в “Варавиксне” или специальные школы. В базе данных фиксируется, что время от времени из одной школы дети уходят, в другую — приходят. В сельских школах это случается не так часто, как в городских.


Индрская средняя школа. Здесь трудятся 13 учителей. Нынче насчитывается 110 учащихся, в прошлом году было 120. Индрская волостная управа решила доплачивать, чтобы сохранить статус средней школы, депутаты думы поддержали эту идею. С финансовой точки зрения затея невыгодна, но, во-первых, учителя не теряют работу, а во-вторых, не каждый из учеников может позволить себе ездить в городские школы. Часть, возможно, пошла бы учиться в Краславскую гимназию, однако очень многие по окончании девятого класса просто-напросто остались бы дома. А сейчас они учатся в средней школе. Все ли ее окончат — это уже другой вопрос. Снижается количество учащихся и здесь, потому что становится меньше учащихся начальных классов. На сегодняшний день довольно большая группа пяти- и шестилетних детей. Но, несмотря на это, перспектив у средней школы совсем мало, поскольку учащихся больше не становится. В девятом классе — шесть детей, и не думаю, чтобы все они в следующем году пошли в 10-й класс. Следует принимать ситуацию такой, какая она есть. Индрская средняя школа — единственная на селе, где нет объединенных классов.

В Робежниекской основной школе — 92 ученика и 13 учителей. В прошлом году у них было 89 школьников, и, вероятно, на том же уровне они останутся в следующем. В этой школе есть интернат, который обходится самоуправлению очень дорого, однако привлекает школьников, что помогает решить множество социальных вопросов. Естественно, за детьми, которые там живут, следует присматривать, кормить их.

В Скайстской основной школе работают пять педагогов. В свое время учебное заведение было реновировано благодаря кредиту, взятому во Всемирном банке, он уже выплачен. Здесь учатся лишь 16 детей: шесть в первом классе, четыре — в 3-м, два — в 5-м, один — в 7-м и три — в 8-м. Честно говоря, дальнейшее существование этой школы является самым проблематичным, к тому же — самым затратным. Если в городе один школьник обходится самоуправлению в сумму около 40 латов, то в Скайсте — в 140 латов ежемесячно, причем без учета зарплат учителям. Это пример того, что бывает, когда школу строят у большой дороги. Учебное заведение существует лишь потому, что есть волость, к тому же родители хотят сохранить его. Есть и такие папы и мамы, которых вполне устраивает ситуация, при которой в старших классах, когда нужно изучать специфические предметы, обучение школьников происходит в объединенных классах. Но подумайте сами: как можно выучить физику, химию и прочие подобные предметы за 20 минут — вместе сорока положенных?! Да и материально-техническую базу невозможно всю-ду обеспечить на достаточном уровне.

Польская школа. В ней 51 ученик, работают 9 учителей. Вокруг нее не так давно было много разговоров, нюансов. Однако, что касается наполняемости, то уже года три учебное заведение держится на одном уровне. Они заняли свою нишу. Дети, которые хотят учиться в этой школе, приходят именно сюда. В учебном заведении есть объединенные классы. Если все волостные управы частично оплачивают труд учителей, то педагогам, которые работают в польской школе, из бюджета самоуправления не доплачи- вается. Не получают они ничего и из Польши, однако, благодаря их тесному сотрудничеству, школа полностью обес- печена учебными пособиями, первоклас-сникам оказывается помощь при подготовке к учебе. Директор также не получает доплат из краевого бюджета. Самые успевающие дети, которые желают продолжать обучение на польском языке, могут сделать это, поехав в Даугавпилс, в польскую гимназию. Если нет — добро пожаловать в нашу гимназию. Нынче несколько наших детей поступили в Варшавскую католическую гимназию. Существует и такой вариант, поэтому с продолжением образования у детей проблем возникать не должно.

Аулейская основная школа. Здесь работают 8 педагогов, учатся 30 местных детей. Есть все классы, однако в большинстве из них учатся по два-три-четыре ребенка. Лишь в восьмом — шесть учащихся. Все классы объединены, управа доплачивает учителям — чтобы обеспечить самый минимум. Эту школу также нельзя отнести к развивающимся. Сложно им и в том плане, что мало 5-6-летних детей. Впрочем, какое-то время учебное заведение просуществует.

В Саулескалнской начальной школе трудятся трое учителей, которые обучают 16 детей. Однако они находятся в гораздо более выгодном положении, нежели Скайстская школа, поскольку с 1-го по 6-й классы у них два комплекта, двух классов вовсе нет. У каждого из трех педагогов — по две, даже по три специальности. Приезжает лишь учитель по английскому языку. В следующем году в школе может стать на нескольких учеников больше — если никто не уедет или не передумает здесь учиться, ведь до города добраться не так сложно.

— А способны ли небольшие школы обеспечить нормальное образование?

— В случае с начальной школой — вполне. Я считаю (и не думаю, что кто-то сможет убедить меня в обратном), что до тех пор, пока не начнутся специфические предметы, где нужна современная база, все в порядке, можно успешно работать. Но когда появляются специфические, естественные науки — возникают проблемы. Учитель может быть буквально волшебником, прекрасно ориентироваться в своем предмете, но если ребенок в глаза не видел современного оборудования и новейших технологий... Знаете, одним только компьютером сегодня никого не удивишь.

Следующая школа — Извалтская основная. Здесь работают 11 педагогов, учится 71 ребенок. Вероятнее всего, стоит ожидать снижения количества учащихся, поскольку нынче там большой 9-й класс — 10 человек. Между тем, 5-6-летних лишь 11, и хорошо, если половина из них в следующем году пойдет в школу. Впрочем, из всех сельских школ эта третья самая крупная.

В Краславской основной школе работают 36 учителей, которые обучают 370 детей — чуть больше, чем годом ранее. Девятиклассников, выпущенных в прошлом году, было немного, первоклассников оказалось больше. Такое ко-личество учащихся сохранится в школе и впредь. В материальном отношении учебное заведение обеспечено достаточно, необходимости объединять классы нет. Более того, школа может позволить себе такую роскошь, как интегрированные программы для детей со специальными потребностями. Кроме этого, здесь повышена ставка — правилами Кабинета министров определяется нижняя граница, а если средства учебного заведения позволяют, вполне можно повышать размер ставки.

В Краславской государственной гим-назии работают 32 педагога, 1 сентября начали учебу 219 учащихся, на данный момент их уже 220. Однако здесь сокращение числа воспитанников было самым стремительным — в минусе примерно на один большой класс. В школе нет младших детей, учиться начинают с 7-го класса, а количество учащихся средних школ сокращается повсеместно, поскольку из основных приходит меньше детей. Сегодня в школе один 7-й класс, хотя было запланировано два. Даже с учетом самых радужных прогнозов в следующем году учащихся будет еще меньше.

Краславская средняя школа “Варавиксне” является местом работы для 62 учителей, которые обучают 566 детей. У них такого большого снижения не наблюдается. Школа реализует образовательную программу для представителей нацменьшинств. В крае таких школ осталось лишь две. В “Варавиксне” есть своя дошкольная группа. На селе подобные работают всюду. Кроме этого, в “Варавиксне” реализуется программа вечернего образования, которую они могут финансировать, посколько это позволяет количе- ство учащихся. Здесь два объединенных класса.
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) “Pоlвdzоtis” работают 27 учи- телей, в ДОУ “Pienenоte” — 26. Число детей, осваивающих здесь программу обязательного дошкольного образования, со-кращается: в “Pienenоte” таких сейчас 71, в “Pоlвdzоtis” — 68. В прошлом году было, соответственно, 83 и 71. Мы видим, сколько детей рождается в городе. Однако прогнозировать, какое их количество реально придет в учебные заведения, сегодня не возьмется никто. Потому что нет информации о том, сколько уехало и сколько еще уедет. Многие задекларированы в крае, городе, но на самом деле здесь давно не живут.

— Каковы показатели того, что одна школа лучше другой и в нее следует отправлять детей? Одни говорят — рейтинги учебных заведений, другие утверждают — личный опыт... Какие они, основные критерии при выборе школы?

— Начнем с того, что наш край небольшой, городок маленький. У нас преобладает личный опыт: в эту школу ходили мои дети, старшие братья-сестры, соседи и т. д. Многие и сами окончили ту или иную школу, даже учителя те же еще работают. Если могут позволить себе водить ребенка в школу, которая расположена далеко — естественно, поведу туда, где нет объединенных классов, где предоставляются дополнительные возможности, рядом находятся музыкальная и художественная школы. То есть все, что может пригодиться в его дальнейшей жизни, с мыслями о перспективе. Это второе. Рейтинги? О них говорить довольно сложно. Рейтинг Дружеского призыва Цесисской гимназии составляется на конкретный год для определенных учеников. Между тем, социальная среда весьма разнообразна. В следующем году в школе могут быть совсем другие ученики, не способные продемонстрировать таких высоких результатов. Нельзя слепо следовать одним лишь рейтингам. Возможно, они актуальны для больших городов, где сеть школ крупнее, больше детей и существуют конкурсы. Мы же берем в школы всех, отбора не существует.

На мой взгляд, гораздо важней здесь другое — то, с каким потенциалом ребенок пришел в школу и чего добился в итоге.

— Но как это могут понять родители?

— Они должны знать, как работают учителя в выбранной ими школе. Для этого и существуют дни открытых дверей — чтобы любой желающий мог прийти в любую школу. Родителям следовало бы воспользоваться этим. Сегодня нужно выбирать по возможности лучшую школу, ведь без хорошего образования ничего не добиться. Кроме того, есть дети со специальными, особыми потребностями. Хорошо, когда в общеобразовательных школах работают педагоги, способные интегрированно заниматься с этими учащимися. В таком случае ребенку не нужно идти в специальную школу, он учится в своем классе в меру способностей, развивается, живет дома, в семье, не нужно помещать его в интернат. В итоге ученик оканчивает школу и получает образование. Подобных учебных заведений в нашем крае три: Краславская и Робежниекская основные школы и “Варавиксне”. Безусловно, в городских имеется более широкий выбор программ.

— Насколько хорошо школы обеспечены современными учебными пособиями?

— Считаю, что сегодня это играет важнейшую роль, ведь все мы думаем о будущем наших детей. В стране обсуждается вопрос обязательного среднего образования. А если детям предстоит учиться в средней школе, следует подумать о соответствующей материально-технической базе. Да и в основной школе, в 8-9-х классах, немало практических заданий, которые просто невозможно выполнить, когда учебное заведение слабо оснащено необходимым оборудованием. Как можно продолжать обучение, если за несколько лет школьник не выполнил ни одной практической или лабораторной работы с использованием современных учебных пособий? Мы ведь живем в 21-м веке.

Оснащением школ занимаются самоуправления, частично — государство. Перспективные учебные заведения, количество учащихся в которых не сокращается стремительно, могут принимать участие в проектах, и наши школы пользуются такой возможностью: и в гимназии, и в средней школе “Варавиксне” осуществлялись проекты по оснащению кабинетов естественных наук. Краславская основная школа стартовала в пилотном проекте для 7-9-х классов, в результате у них кабинеты также полностью приспособлены для полноценных, современных занятий. Конечно, самоуправление тоже вкладывало средства в эти проекты, к тому же немалые. Нам выделялось оборудование, однако ремонтом кабинетов следовало заниматься самим. Например, для того, чтобы отремонтировать школьный кабинет химии, нужно вложить около 17 тысяч латов. Малым школам досталось кое-что из того, что было предусмотрено для всех учебных заведений.

— Отныне ребенка больше нельзя оставлять на второй год?

— Существуют правила Кабинета министров. Учитель обязан задействовать все свое мастерство, заниматься дополнительно, чтобы ученик получил хорошую оценку и был переведен в следующий класс. В 1-4-х классах на второй год не оставляют никого, с 5-го по 8-й в следующий класс дети переводятся, если у них в табеле не более одной неудовлетворительной оценки. Что до средних школ, то здесь при одной неудовлетворительной оценке учащегося отчисляют. После этого школьник может идти осваивать профессию либо искать другое учебное заведение. Возможности есть, нужно лишь хотеть учиться.

— Все ли учителя довольны зарплатами?

— Все без исключения довольными не будут никогда. Пока существуют требования, согласно которым деньги следуют за учеником до самоуправления, а не до школы, мы пользуемся возможностью договариваться с большими школами об оказании помощи малым. Вначале обсуждаем вопрос со школьным руководством, затем — с педагогами. И, к их чести, никто не сказал “нет”. В текущем году Краславская основная школа и “Варавиксне” из своего бюджета ежемесячно отдают около 1500 латов на финансирование работы сельских школ, конкретно — на зарплаты учителям. Гимназия дает сотню латов, поскольку они сами находятся не в лучшем положении — здесь работает много учителей 4-й и 5-й категорий, которым, согласно правилам Кабинета министров, нужно доплачивать. К тому же, гимназия имеет статус государственной, а потому надбавка для всех без исключения педагогов составляет еще 10%. В средних классах гимназии школьников немного, и их содержание яв- ляется дорогим удовольствием. Однако программу начали, а потому ее нужно закончить. В будущем создание таких малых классов будет невозможным — в крае приняты соответствующие правила.

Доплаты получают и высококвалифицированные педагоги, которые трудятся в сельских школах. Выходит, что очень хороший учитель материально невыгоден для учебного заведения, поскольку его урок стоит дороже, чем у коллеги. Хочу подчеркнуть, что при решении любого вопроса депутаты думы с одинаковых позиций подходят ко всем школам, самоуправление выделяет достаточно средств на приобретение учебных материалов. На учебники приходится тратиться лишь родителям старших гимназистов.

В 2012-м году самоуправление выделило на приобретение учебной литературы 3000 латов, каждая школа получила (дополнительно к госфинансированию) деньги в соответствии с количеством учащихся. Государство также выделило внушительную сумму — около трех латов на ребенка (стоимость одного приличного учебника). В следующем году хотим изыскать в бюджете средства на приобретение учебных пособий для дошкольников, поскольку произошли изменения в программах для 5-6-летних детей. О рабочих тетрадях речи не идет — каждая школа поступает так, как решили сами. Наши учебные заведения тщательно взвешивают, нужны им рабочие тетради или нет. Ведь такие траты не всегда оправданы. Покупают тетради те, кому они действительно необходимы. Можно было бы, конечно, распечатывать материал, но это — дополнительные траты, которые, опять же, ложатся на самоуправление.

— Спасибо за интервью!

Юрис РОГА.

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Alda, Maruta

Партнеры

  • Latvijas Reitingi